Росреестр проводит комплексный анализ клиентского пути для выявления и устранения «болевых точек» заявителей с целью повышения качества предоставления государственных услуг, заявила заместитель руководителя ведомства Елена Мартынова, курирующая процесс цифровой трансформации ведомства.

В рамках ведомственной программы цифровой трансформации запланировано проведение реинжиниринга бизнес-процессов и создание цифровой платформы для предоставления госуслуг в электронном виде по принципу «одного окна».

«Чтобы успешно реализовать такую задачу, мы досконально изучаем процесс взаимодействия с заявителями от приема документов в МФЦ до их последующей передачи в территориальные органы Росреестра и филиалы Федеральной кадастровой палаты, обработки данных, принятия решения регистратором и возвращения результатов оказания услуг в МФЦ. Мы провели комплексный анализ процессов получения услуг пользователями, нами выявлены и проанализированы уже более 120 «болей» заявителей. Эта системная работа проводится в том числе с участием межрегиональной рабочей группы по цифровой трансформации, которую мы создали в прошлом году», - подчеркнула Елена Мартынова.

В результате работы будут созданы цифровые клиентоориентированные сервисы и проведено совершенствование процесса предоставления госуслуг Росреестром.

В рамках состоявшейся уже в январе в Управлении Росреестра по Москве встречи по вопросам цифровизации и формирования цифровых компетенций в регионах команда ведомства вместе с сотрудниками территориального органа и филиала Федеральной кадастровой палаты подробно изучила все этапы процесса предоставления услуг.

«В Москве на сегодняшний день значительная часть взаимодействия жителей с городскими властями осуществляется в электронном виде, в том числе это касается в целом и отрасли строительства. В нынешних условиях, тем более с учетом московских объемов сделок с недвижимостью, без развития цифровизации и

приобретения специалистами необходимых для работы в новых условиях компетенций совершенствовать этот процесс сложно», - отметил глава московского Росреестра Игорь Майданов.

«Мы в буквальном смысле прошли «ногами» все процессы получения услуг в режиме реального времени. Такую работу мы продолжим и в других территориальных органах для включения в детальные дорожные карты и стратегию Росреестра. Москва – показательный для нас регион. Это один из крупнейших субъектов РФ по объему учетно-регистрационных действий», - сообщила Елена Мартынова.

В конце 2020 года в Росреестре состоялось первое заседание межрегиональной рабочей группы по цифровой трансформации, созданной в рамках реализации национальной программы «Цифровая экономика». В мероприятии были задействованы представители центрального аппарата Росреестра, цифровые региональные лидеры, руководители территориальных органов ведомства, филиалов Федеральной кадастровой палаты.

Кадастровая палата по Самарской области оцифровала в 2020 году почти 80 тысяч кадастровых дел. Всего переведено в электронный формат более 930 тысяч кадастровых дел, или 74% от всего объема документов, находящихся на хранении в архиве учреждения.

На 1 января 2021 года на архивном хранении в Кадастровой палате по Самарской области содержится около 1,3 млн кадастровых дел в бумажном виде. К началу 2021 года оцифровано 937 тысяч 858 кадастровых (реестровых) дел, что составляет 74% архива.

Кадастровое дело представляет собой совокупность скомплектованных и систематизированных документов, на основании которых в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) вносятся сведения об объекте. Копии архивных документов требуются гражданам и организациям при проведении различных сделок с недвижимостью, а также для урегулирования имущественных споров.

«Оцифровка архивного фонда способствует оперативному оказанию госуслуг в учетно-регистрационной сфере, вне зависимости от месторасположения объекта недвижимости на территории России. При этом все операции с недвижимостью проводятся в обычные стандартные сроки», - рассказала заместитель директора Кадастровой палаты по Самарской области Светлана Вандышева.

Запрос о предоставлении копии документов можно подать в ближайшем офисе МФЦ, направить в адрес Кадастровой палаты почтой или воспользоваться электронным сервисом Росреестра «Личный кабинет». Документы из архива предоставляются только в виде копии и только правообладателям или их законным представителям. Оригиналы документов хранятся в архиве Кадастровой палаты бессрочно и не подлежат изъятию или уничтожению даже в случае ликвидации объекта недвижимости.

В 2020 году жители Самарской области «забыли» забрать более 20 тыс. документов на недвижимость. Большую часть «забытых» документов составляют договоры купли-продажи, дарения, закладные, акты передачи, согласия и платежные документы, которые переданы на хранение в архив Кадастровой палаты по Самарской области. «Забытые» документы могут понадобиться гражданам в срочном порядке, например, для оформления кредита или продажи собственности.

Как рассказала Тамара Наумова, начальник межрайонного отдела Кадастровой палаты по Самарской области, в 2020 году количество невостребованных заявителями документов составило 20 696. Около 50% документов на хранении - это экземпляры договоров купли-продажи со стороны продавцов и договоры дарения со стороны дарителей. Нельзя не отметить, что число ушедших в архив Кадастровой палаты документов уменьшилось по сравнению с прошлым годом (в 2019 - 22 808 документов).

Готовые к выдаче документы хранятся в офисе Многофункционального центра не более 30 календарных дней, а затем неполученные документы передаются в архив Кадастровой палаты региона. Запросить документы из архива Кадастровой палаты по Самарской области можно в обратном порядке – через МФЦ. Также собственник может обратиться в территориальный отдел Кадастровой палаты по Самарской области по месту нахождения МФЦ, предъявить расписку и заполнить бланк заявления о выдаче невостребованных бумаг. Жителям Самары и Волжского района обращаться необходимо в центральный офис регионального филиала по адресу: г. Самара, ул. Ленинская, д. 25а, корпус 1. Документы выдаются бесплатно. Также можно воспользоваться функцией курьерской доставки документов, которую можно оформить по телефону 8 (846) 200 50 28 (доб. 2).

С 1 января 2021 года вступил в силу приказ Росреестра П/0401 «О реестре членов саморегулируемой организации кадастровых инженеров», который оптимизировал процедуру предоставления в Росреестр сведений о лице, принятом в члены саморегулируемой организации кадастровых инженеров (СРО КИ). Кроме того, сокращен перечень таких сведений, сообщили в самарском Росреестре.

18_новелла СРО КИ.jpg

Росреестр ведёт государственный реестр СРО КИ, а также государственный реестр кадастровых инженеров. По данным на 1 декабря 2020 года реестр СРО КИ содержит сведения о 14 организациях и одном национальном объединении, а государственный реестр кадастровых инженеров – сведения о 24535 кадастровых инженерах, имеющих право осуществлять кадастровую деятельность на территории Российской Федерации. С помощью реестра можно получить информацию о конкретном кадастровом инженере и результатах его деятельности. Информация размещена на сайте Росреестра .

Теперь, согласно приказу, с 1 января 2021 года СРО КИ смогут направлять все необходимые сведения в Росреестр только в электронном виде с помощью сервиса «Реестры СРО», размещенного на сайте ведомства. В этих целях сервис был доработан и модернизован. Ведение реестра исключительно в электронном виде, как и передача сведений из СРО в Росреестр в виде электронных документов, является важнейшим шагом на выбранном пути общей цифровизации государственных услуг.

Согласно приказу, с 1 января 2021 года СРО КИ не нужно будет представлять в Росреестр сведения о наличии у физического лица необходимого высшего образования, о прохождении стажировки в качестве помощника кадастрового инженера, о сдаче теоретического экзамена, подтверждающего наличие необходимых профессиональных знаний, о прохождении обучения по дополнительной профессиональной программе профессиональной переподготовки либо повышения квалификации, об отсутствии (наличии) непогашенной или неснятой судимости.

Сегодня СРО КИ направляют в Росреестр эти сведения с приложением заверенных копий документов. Теперь дублирование таких сведений в ГРКИ признано излишним, так как они включаются в реестр членов СРО КИ в силу требований Федерального закона № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», Федерального закона № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» и размещаются на официальных сайтах саморегулируемых организаций.

Кроме того, отменяется требование о представлении в Росреестр информации о виде проверки и сведений о поступивших жалобах, поскольку включение таких сведений в ГРКИ не предусмотрено законодательством.

Поскольку теперь не надо направлять в Росреестр сведения с приложением заверенных копий на бумажном носителе, а также отменено обязательство направлять сведения о прохождении кадастровыми инженерами обучения и о рассмотренных жалобах сократятся временные и материальные затраты, считает член Общественного совета при Управлении Росреестра по Самарской области, руководитель подразделения по Самарской области АСРО «Кадастровые инженеры» Максим Куприн.

- Ассоциация СРО «Кадастровые инженеры» ежедневно направляла в Росреестр уведомления с приложением на бумажном носителе заверенных копий документов в объеме по 200 - 300 листов. Теперь СРО КИ будут направлять в Росреестр все необходимые сведения только в электронном виде – с помощью сервиса «Реестры СРО», размещенного на сайте ведомства и это очень удобная и современная система взаимодействия. Для работы в сервисе достаточно пройти регистрацию в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА). Наша Ассоциация начала пользоваться этим сервисом в третьем квартале 2020 года.

Кроме того, целый ряд документов теперь направлять не надо, и это позволяет не тратить время и бумагу впустую. Так, например, за последние два года в 10 раз выросло количество кадастровых инженеров, прошедших профессиональную переподготовку, о чем мы обязаны были информировать Росреестр. Объем таких сведений у нас большой, потому что он касался почти 3000 кадастровых инженеров. Плюс ежегодно Ассоциация рассматривает по 800 жалоб и проводит плановые проверки в отношении каждого третьего кадастрового инженера – а их в Ассоциации более 5000. Вся эта информация в соответствии с законодательством размещается на официальном сайте СРО, и она просто дублировалась Росреестру, причем всегда на бумажном носителе, - рассказал Максим Куприн.

Эксперт также отметил, что Приказ № П/401 «О реестре членов саморегулируемой организации кадастровых инженеров» долго и обстоятельно обсуждался Росреестром с кадастровым сообществом. В приказе нашли свое отражение многие предложения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров.

- К сожалению, одна тема не зафиксирована в данном документе: о возможности «перекачивания» в ГРКИ информации, внесенной в отношении кадастрового инженера в реестр СРО КИ. Между тем это позволило бы исключить двойного внесения одной и той же информации и прикрепления одних и тех же файлов с документами. Надеемся, что этот вопрос - как было обещано руководством Росреестра - найдет свое решение в ближайшее время, - говорит Максим Куприн.

Справочно:

Правовой статус кадастрового инженера изменился с 1 июля 2016 г. – с этого срока кадастровые инженеры, не являющиеся членами СРО, не могут заниматься профессиональной деятельностью на территории страны.

Решение о приеме физического лица в члены СРО КИ принимается на основе соответствующего заявления и документов. При этом лицо становится членом СРО КИ и приобретает статус кадастрового инженера с даты внесения сведений о нём в реестр членов СРО КИ. Наличие записи в реестре подтверждает право на осуществление кадастровой деятельности.

Сведения из государственного реестра кадастровых инженеров выдаются в электронном виде. Чтобы их получить, достаточно зайти на сайт Росреестра (раздел «Электронные услуги и сервисы», подраздел «Сервисы», рубрика «Электронное взаимодействие с саморегулируемыми организациями») и сформировать запрос.

Также напомним, что в ходе осенней сессии Госдумы планируется второе чтение разработанного Росреестром законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» и иные законодательные акты РФ (в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав)», который в том числе предусматривает развитие электронного сервиса «Личный кабинет кадастрового инженера» на сайте Росреестра, где профессиональные участники рынка недвижимости смогут получать значительную часть необходимой им информации. Это позволит сделать процесс информационного взаимодействия кадастрового инженера и органа регистрации более прозрачным, доступным и эффективным.