Покупая или продавая недвижимое имущество с участием детей и подростков необходимо знать правила, установленные законодательством. Последствием их игнорирования может быть признание сделки недействительной, предупреждает Управление Росреестра по Самарской области.

Особый правовой статус несовершеннолетних обусловлен ограничением их дееспособности. Требования к сделкам, совершаемым несовершеннолетними, определяются исходя из их возраста.

За несовершеннолетних младше 14 лет (малолетних) сделки с недвижимостью могут совершать от их имени только родители, усыновители или опекуны. При этом всю ответственность по таким сделкам несут взрослые. Совершенная малолетним сделка с недвижимостью является ничтожной, если она по требованию его родителей, усыновителей или опекуна не признана судом действительной как совершенная к выгоде малолетнего.

Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет значительно шире дееспособности малолетних. Так, они могут совершать сделки с недвижимостью с письменного согласия своих родителей, усыновителей или попечителей. Сделка, совершенная таким несовершеннолетним, действительна также при ее последующем письменном одобрении его родителями, усыновителями или попечителем. При этом сделка, совершенная несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет без согласия его родителей, усыновителей или попечителя (если оно требуется) может быть признана судом недействительной по иску родителей, усыновителей или попечителя. Подростки, в отличие от малолетних, самостоятельно несут ответственность по своим сделкам и ответственность за причиненный ими вред.

Также законодательством предусмотрены исключения, при которых подростки приобретают полную дееспособность и вправе совершать все сделки  без согласия родителей, усыновителей или попечителей: во-первых, при вступлении в брак (на территории Самарской области при прохождении определенной процедуры возможно вступление в брак с 14 лет); во-вторых, несовершеннолетний, достигший 16 лет,  может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным производится по решению органа опеки и попечительства - с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия -  по решению суда, - цитирует норму Гражданского кодекса РФ начальник отдела регистрации долевого строительства по Тольятти Управления Росреестра по Самарской области Светлана Пузанова.

Законодательством предусмотрены дополнительные ограничения в случае распоряжения имуществом несовершеннолетних: опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель - давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других действий, влекущих уменьшение имущества подопечного.

- Такие сделки подлежат обязательному нотариальному удостоверению независимо от возраста несовершеннолетнего. При этом несоблюдение нотариальной формы сделки влечет ее ничтожность, - подчеркивает Светлана Пузанова.

Также она рекомендует обратитить внимание на то, что опекун, попечитель, их супруги и близкие родственники не вправе совершать сделки с подопечным за исключением передачи ему имущества в качестве дара или в безвозмездное пользование. Также они не могут представлять подопечного при заключении сделок между ним и супругом опекуна или попечителя и их близкими родственниками.

Стало известно, что по итогам 2019 года 17 субъектов Российской Федерации достигли 100 процентов показателей целевой модели «Регистрация прав собственности на земельные участки и объекты недвижимости». Самарская область в их числе.

Реализация целевой модели по регистрации прав направлена на совершенствование учетно-регистрационных процедур, повышение инвестиционной привлекательности региона и развитие бесконтактных технологий общения Росреестра с гражданами – увеличение доли услуг, оказанных в электронном виде и через сеть многофункциональных центров.

В нашем регионе установлены сжатые сроки предоставления услуг: например, всего за пять рабочих дней регистрируются квартиры, дома, земельные участки, офисы, ипотека и долевое участие в строительстве. И это несмотря на то, что количество обращений о регистрации недвижимости, поступающих в Управление Росреестра по Самарской области, стабильно высокое: так, в 2019 году их поступило 778,5 тысяч, что на 9% больше, чем в 2018 году. Кроме того, Управление в постоянном режиме работает над снижением необоснованных приостановлений и отказов в регистрации прав на недвижимое имущество: проводит обучающие мероприятия для сотрудников многофункциональных центров (чтобы не возникало ошибок при приеме документов заявителей), разъясняет кадастровым инженерам, как правильно подготовить межевые и технические планы (чтобы не возвращать документы по причине ошибок, допущенных в этих документах), на плановой основе занимается правовым просвещением заявителей. Кроме того, ведомство активно развивает электронные услуги Росреестра в сфере регистрации прав и кадастрового учета. По сравнению с 2018 годом в 2019 году спрос на такие услуги в Самарской области вырос на 59%.

- В целевой модели «Регистрация прав собственности на земельные участки и объекты недвижимости» учтены все шаги, которые предстоит сделать заявителю при приобретении и оформлении недвижимого имущества. Регистрация прав и кадастровый учет напрямую зависят от качества и сроков подготовки документов на предшествующих

этапах, ответственность за реализацию которых несут органы местного самоуправления, кадастровые инженеры, многофункциональные центры. Без качественной градостроительной документации, без добросовестной подготовки кадастровыми инженерами технических планов и качественного приема документов заявителей в многофункциональных центрах достичь показателей целевой модели было бы невозможно. Поэтому несмотря на то, что регистрация прав и кадастровый учет, которые выполняет Росреестр, являются завершающими в цепочке по оформлению недвижимости, Управление взаимодействует с органами власти и органами местного самоуправления, с кадастровыми инженерами и МФЦ и всегда готово оказать методическую помощь в сфере подготовки документов для подачи заявления на регистрацию прав, - подчеркивает руководитель Управления Росреестра по Самарской области Вадим Маликов.

- На заседаниях Общественного совета при Управлении Росреестра по Самарской области вне зависимости от того, какая тема стоит в повестке, руководитель Управления Росреестра всегда докладывает о том, что предпринято ведомством для повышения качества оказания государственных услуг. В Самарской области этому всегда уделялось особое внимание, а в последние три года сделано очень много для того, чтобы зарегистрировать недвижимость было удобней, быстрей и комфортней как гражданам, так и представителям бизнеса, - комментирует председатель Общественного совета при Управлении Росреестра по Самарской области, президент Торгово-промышленной палаты Самарской области Валерий Фомичев.

Управление Росреестра по Самарской области рекомендует жителям региона внести в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) данные об адресе электронной почты. Это позволит оперативно получать информацию о своей недвижимости, а также предотвратить в отношении нее мошеннические действия. Услуга по внесению в ЕГРН сведений об адресе электронной почты является бесплатной.

Адрес электронной почты относится к дополнительным сведениям и вносится в ЕГРН только по желанию владельца недвижимости. Как сообщили в Управлении Росреестра по Самарской области, в настоящее время информация об адресе электронной почты указана всего лишь у одного процента физических лиц, за которыми в ЕГРН зарегистрировано право собственности. Вместе с тем сообщить ведомству свой актуальный адрес электронной почты важно, поскольку это является одним из реальных механизмов защиты от мошеннических действий в сфере недвижимости.

- Когда в регистрирующий орган поступает заявление о регистрации перехода или прекращения права собственности в электронном виде, Управление Росреестра в этот же день незамедлительно направляет соответствующее уведомление собственнику по адресу электронной почты, указанному в ЕГРН. Если собственник такого заявления не подавал, он сможет оперативно сообщить об этом Росреестру, что позволит пресечь незаконное завладение чужим имуществом мошенниками. Если данных нет, или они уже устарели, собственник важную для него информацию получить не сможет, - говорит начальник отдела регистрации недвижимости в электронном виде Управления Росреестра по Самарской области Дмитрий Кожевников.

13 Кожевников Д.Е. в СМИ

Норма об уведомлении граждан о поступлении в орган регистрации прав электронных заявлений о регистрации перехода или прекращения права собственности вступила в силу с 1 ноября 2019 года. По состоянию на 13 марта 2020 года Управление Росреестра направило 899 таких уведомлений собственникам.

Заявление о внесении в ЕГРН сведений об адресе электронной почты жители Самарской области могут подать бесплатно в любом многофункциональном центре.

Кадастровая палата по Самарской области оцифровала более 860 тысяч кадастровых дел, или 67% от всего объема документов, находящихся на хранении в архиве учреждения. Оцифровка архивного фонда способствует оперативному оказанию госуслуг в учетно-регистрационной сфере, вне зависимости от месторасположения объекта недвижимости на территории России.

3254645

На 1 января 2020 года на архивном хранении в Кадастровой палате по Самарской области содержится около 1,3 млн кадастровых дел в бумажном виде. К началу 2020 года оцифровано 860 тысяч 239 кадастровых (реестровых) дел, что составляет 67% архива.

Кадастровое дело представляет собой совокупность скомплектованных и систематизированных документов, на основании которых в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) вносятся сведения об объекте. Это документы, которые подтверждают образование или прекращение существования объекта недвижимости, изменение его основных характеристик.

Копии архивных документов требуются гражданам и организациям при проведении различных сделок с недвижимостью, а также для урегулирования имущественных споров. Документы из архива предоставляются только в виде копии и только правообладателям или их законным представителям. Оригиналы документов хранятся в архиве Кадастровой палаты бессрочно и не подлежат изъятию или уничтожению даже в случае ликвидации объекта недвижимости.

Запрос можно подать в ближайшем офисе МФЦ, направить в адрес Кадастровой палаты почтой или воспользоваться электронным сервисом Росреестра «Личный кабинет». Срок рассмотрения запроса на выдачу копий архивных документов занимает не более трех рабочих дней.