Росреестр информирует
В преддверии Дня народного единства специалисты Управления Росреестра по Самарской области примут участие в «Большом этнографическом диктанте».
«Большой этнографический диктант» - это международный просветительский проект, который знакомит с историей, культурой и традициями народов, проживающих в России. Ежегодно число его участников растет. В прошлом году диктант написали более 2,5 млн человек из 95 стран мира, в том числе около 80 000 жителей Самарской области.
Узнать свой уровень этнографической грамотности сможет каждый желающий, независимо от возраста, образования и вероисповедания. Участникам предстоит за 45 минут пройти тест, состоящий из 30 вопросов: 20 вопросов – общефедеральная часть, единая для всех участников, 10 вопросов – региональная часть, уникальная для каждого субъекта Российской Федерации. Диктант для участников до 16 лет состоит только из 20 общефедеральных вопросов.
Формат проведения смешанный. Пройти диктант очно можно 3 ноября в 11:00 на четырех площадках города Самары: Дом дружбы народов, Самарская областная универсальная научная библиотека, Самарская историческая мечеть и Софийский собор. В онлайн-формате акция пройдет в период с 3 по 8 ноября на официальном сайте www.miretno.ru. Чтобы стать участником, надо зайти на сайт, нажать на кнопку «Пройти диктант», заполнить контактные данные и ответить на вопросы. После написания диктанта на сайте будет доступен Сертификат участника для скачивания.
«Это очень важная акция, ведь знание народных традиций и обычаев способствует укреплению согласия и национального единства народов России и повышению уровня нашей этнографической грамотности. 2022 год объявлен Президентом годом культурного наследия народов России, и мы в этом году вместе со всеми территориальными Управлениями Росреестра проводим мероприятия, объединив их идеей многонационального Росреестра», - рассказала помощник руководителя Управления Росреестра по Самарской области Ольга Никитина.
В рамках просветительского проекта «Правовой марафон для пенсионеров», который проходит по инициативе Уполномоченного по правам человека в РФ и направлен на правовое информирование людей пенсионного возраста, Уполномоченный по правам человека в Самарской области Ольга Гальцова совместно с заместителем начальника отдела правового обеспечения Управления Росреестра по Самарской области Константином Мининым ответили на вопросы граждан о регистрации недвижимости.
Пожилые люди в основном советовались, что им делать с недвижимостью, которой они владеют. Ответ Уполномоченного был однозначным – недвижимое имущество лучше всего оформить по тем правилам, которые существуют сегодня.
- Система регистрации прав развивается и трансформируется, вносятся изменения в федеральное законодательство, по-новому сегодня звучит тема развития территорий и инвестиционной привлекательности региона. С учетом происходящих изменений гражданам необходимо знать о своих конституционных правах и внимательно относиться к своей недвижимости. Право собственности – это конституционное право граждан, вместе с тем защита законных прав и интересов граждан в этой сфере может быть наиболее эффективно обеспечена, когда права на недвижимость зарегистрированы, а сведения о правообладателях и объектах недвижимости внесены в специальную программу – Единый государственный реестр недвижимости, - говорит Ольга Гальцова.
Инвалид II группы посетовал, что ехать в МФЦ ему сложно, а через электронные сервисы подавать документы он не готов. На консультационной линии ему пояснили: у него есть право бесплатно пригласить специалиста МФЦ или филиала кадастровой палаты к себе домой, чтобы они приняли документы на регистрацию прав. Кстати, таким правом обладают также ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, инвалиды с детства I группы, инвалиды I группы и дети-инвалиды.
Жительницу Жигулевска волновала уплата государственной пошлины за регистрацию земельного участка. В ходе разговора выяснилось, что у нее есть свидетельство на землю, выданное в марте 1993 года. Это значит, что объект недвижимости относится к ранее учтенным. По закону права, возникшие на земельные участки и объекты капитального строительства до 1998 года, регистрируются без оплаты государственной пошлины. В регистрирующий орган необходимо представить документ, удостоверяющий личность (паспорт) и документ, подтверждающий право на недвижимость – свидетельство на землю.
Прозвучали также вопросы об оформлении земельных участков, сопровождаемые рассказами о спорах с соседями. Ранее в ходе инвентаризации в государственный кадастр недвижимости вносились земельные участки без установленных границ и без координат характерных точек. В связи с этим сегодня фактическая площадь земельного участка не всегда соответствует площади, зафиксированной в выданном владельцу документе. При уточнении границ иногда выясняется, что исторически сложившаяся граница (забор между соседями) проходит по территории соседнего земельного участка. Задача кадастрового инженера, который устанавливает координаты и площадь, проводит так называемое межевание земельного участка – согласовать изменения с соседями, а при необходимости обосновать в межевом плане расхождение реальной площади и площади, указанной в документе.
«Тенденция развития законодательства в сфере недвижимости такова, что в ближайшем будущем оборот земельных участков, границы которых не внесены в Единый государственный реестр недвижимости, может быть ограничен. Поэтому важно установить границы своего земельного участка, чтобы в будущем иметь возможность его продать или подарить», - говорит Константин Минин.
Прозвучал также вопрос об оформлении гаража по «гаражной амнистии». Гараж поставлен на кадастровый учет, а земля под ним не оформлена. В районной администрации отказали в предоставлении земли в упрощенном порядке, ссылаясь на нормы законодательства. Оказалось, что ситуацию можно исправить: в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) сейчас указан вид объекта – «помещение», органы местного самоуправления действительно не могут выделить землю под помещение. Вместе с тем владелец может обратиться в МФЦ с заявлением о смене вида объекта в ЕГРН на «здание», если гараж фактически является зданием. После того как гараж преобразуется в здание, препятствий для реализации «гаражной амнистии» не будет. Заявитель сможет снова обратиться в администрациюза предварительным согласованием предоставления земельного участка под гаражом (вместе с заявлением нужно подать специальную схему, подготовленную кадастровым инженером). После согласования земельный участок можно будет поставить на кадастровый учет. Срок постановки на кадастровый учет составляет всего три рабочих дня. Затем заявитель обратится в администрацию за предоставлением земельного участка в собственность. На основании распоряжения или постановления органа местного самоуправления Росреестр зарегистрирует земельный участок под гаражом и внесет данные о нем в ЕГРН. Стоит отметить, что администрация самостоятельно подаст заявление в регистрирующий орган о регистрации права в электронном виде и выдаст заявителю выписку из ЕГРН, подтверждающую право собственности.
В какой срок оформляется бытовая недвижимость, в каких случаях правообладателю надо внести отметку о подаче документов в электронном виде и почему владельцы будут платить налог за объекты, которыми не могут распоряжаться, обсуждалось 12 октября на очередном методическом часе, который самарский Росреестр провел для регистраторов.
Регистрация прав на бытовую недвижимость находится на особом контроле Управления Росреестра. Начиная с мая 2022 года срок регистрации садовых и жилых домов, квартир, гаражей, хозяйственных построек и земельных участков, на которых они расположены, в Самарской области составляет всего один рабочий день, если документы поданы в электронном виде.
- За такой короткий срок отрабатываются заявления, к которым приложены все установленные законодательством документы, а также если государственная пошлина оплачена, и документ об оплате входит в комплект документов заявителя. Если документа об оплате нет, регистрировать право Росреестр не уполномочен, - подчеркнула начальник отдела координации и анализа деятельности в учетно-регистрационной сфере Управления Росреестра по Самарской области Лилия Аглиулова.
Еще один важный документ, который регистрирующий орган должен увидеть перед оформлением права – это специальная отметка о возможности подачи документов в электронном виде. Ее необходимо внести в Единый государственный реестр недвижимости собственникам, которые планируют операции с недвижимостью посредством электронных сервисов или нотариальные сделки через представителей.
- Если заявитель планирует обратиться за учетно-регистрационными действиями самостоятельно через сайт Росреестра или от его имени будет действовать представитель по нотариальной доверенности и документы будут подаваться в электронном виде через нотариуса, необходимо обратиться в МФЦ с заявлением о возможности регистрации на основании документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью. Исключение составляют случаи, когда такая подпись получена в филиале кадастровой палаты. Такая процедура необходима для обеспечения безопасности и исключения мошеннических случаев, поэтому норма действует только при переходе и при прекращении права, - говорит начальник отдела регистрации в электронном виде Управления Росреестра по Самарской области Дмитрий Кожевников.
На методическом часе также прозвучала информация о реализации в Самарской области федерального закона №518-ФЗ, который вступил в силу в июне 2021 года. С этого момента органы местного самоуправления выявляют правообладателей объектов недвижимости. Это необходимо для создания инвестиционной привлекательности территории и для ее социально-экономического развития.
После того, как правообладатель недвижимости будет определен, налоговая служба начислит ему налог на имущество. Вместе с тем, если право на недвижимость не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), владелец не может ей распорядиться – продать, подарить, передать по наследству.
- Наличие зарегистрированных прав на объекты недвижимости обеспечивает защиту имущественных прав граждан. Необходимо внести сведения о своих правах на ранее учтенные объекты недвижимости в ЕГРН, что позволит не только владеть, но и самостоятельно распоряжаться имуществом, а также избежать мошеннических действий и обезопасить себя от неприятных ситуаций, - говорит Лилия Аглиулова.
Начальник Новокуйбышевского отдела Управления Росреестра по Самарской области Елена Авдонина приняла участие в круглом столе по вопросам «дачной амнистии 2.0», состоявшемся в администрации Новокуйбышевска.
Реализация «дачной амнистии 2.0», инициированной Росреестром, стала ключевой темой обсуждений.
Напомним, с 1 июля 2022 года вступил в силу закон об упрощенном порядке оформления жилых домов, построенных до 14 мая 1998 года в границах населенного пункта на землях, находящихся в муниципальной или государственной собственности. «Дачная амнистия 2.0» стала логическим продолжением «Дачной амнистии», расширившим возможности ее применения и позволяющим зарегистрировать право собственности не только на жилой дом, но и на земельный участок под ним, даже в случае, если у гражданина нет на руках всех правоустанавливающих документов.
Закон предусматривает, что гражданин может подать заявление в орган местного самоуправления о предоставлении участка под существующим домом и приложить любой документ, подтверждающий факт владения домом до 14 мая 1998 года. К таким документам, например, относятся: документы о подключении жилого дома к инженерно-техническим сетям (в том числе чеки, подтверждающие оплату коммунальных услуг), проведенная техническая инвентаризация, выписка из похозяйственной книги, регистрация по месту жительства до 1998 года, документ, выданный нотариусом до 14 мая 1998 года в отношении жилого дома, подтверждающий права на него.
После вынесения решения о предоставлении земельного участка орган местного самоуправления самостоятельно (без привлечения граждан) подаст документы в Управление Росреестра в электронном виде. А заявителю выдаст две выписки, подтверждающие кадастровый учет и регистрацию права на жилой дом и регистрацию права на земельный участок под домом.
В комитет по управлению муниципальным имуществом (КУМИ) администрации Новокуйбышевска начали поступать обращения граждан по вопросам оформления жилых домов и земельных участков, подпадающих под действие «дачной амнистии 2.0», рассказывает руководитель КУМИ Анна Негорожина.
«Совместно с Управлением Росреестра администрацией уже выстроена работа с гражданами по реализации «гаражной амнистии» и 518-ФЗ. Аналогичную технологию мы разработаем и по реализации «дачной амнистии 2.0». Людям важно оформить свои права, чтобы иметь возможность продать, подарить, завещать свое имущество или передать в залог. А нам важно помочь им разобраться в нюансах законодательства, чтобы процесс оформления был простым и понятным», - отмечает Анна Негорожина.
Как отмечалось на «круглом столе», у жителей Новокуйбышевска часто хранятся документы на объекты недвижимости, которые прошли технический учет в БТИ. При этом ранее действующее законодательство не позволяло оформить права собственности на такой объект недвижимости и земельный участок под ним при наличии только документа технического учета.
«Живя в частном доме еще с советских времен, некоторые люди были лишены возможности оформить право собственности. Но все изменилось, и сегодня эти владельцы смогут зарегистрировать недвижимость, тем самым включая ее в правовое поле и обретая правовую защиту. Задача Росреестра как центра компетенций в области земли и недвижимости - рассказать гражданам об их правах в сфере регистрации недвижимости и представить пошаговую инструкцию их реализации. Управление Росреестра взаимодействует не только с заявителями, но и с представителями администрации города, что позволяет совместно решать вопросы граждан», - говорит Елена Авдонина.