20.07.2020 22:17

Начальник отдела регистрации земельных участков Управления Росреестра по Самарской области Павел Найдовский, отвечая на вопросы жителей региона, разъяснил порядок оформления ранее учтенных земельных участков.

14 Найдовский П.Е. в СМИ

Ранее учтенными земельными участками являются такие объекты, свидетельства о праве собственности на которые были выданы до создания системы государственной регистрации прав и вступления в силу федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в 1998 году. Права на них являются ранее возникшими и признаются юридически действительными. При этом Управление Росреестра по Самарской области рекомендует владельцам внести информацию о таких участках в Единый государственный реестр недвижимости, чтобы впоследствии избежать территориальных споров с соседями.

На прямой линии с Павлом Найдовским жители региона рассказывали истории возникновения своих земельных участков, полагая, что оформить их будет сложно. На деле оказалось наоборот: для того, чтобы поставить ранее учтенный участок на кадастровый учет и зарегистрировать на него права необходимо лишь желание собственника и минимальный комплект документов.

Главным документом в процедуре будет свидетельство о праве собственности на землю. Оно позволит внести сведения о земельном участке в Единый государственный реестр недвижимости. Для этого необходимо через МФЦ подать соответствующее заявление в Управление Росреестра по Самарской области, которое присвоит участку кадастровый номер. Эта услуга предоставляется бесплатно.

Впрочем, если собственник с таким заявлением еще не обращался, он может обнаружить, что кадастровый номер его объекту уже присвоен. В этом случае повода для волнения нет: ранее учтенные земельные участки получили кадастровые номера в результате масштабной работы по внесению таких объектов в кадастр недвижимости.

В этом случае заявителю останется только подать заявление на регистрацию прав, приложив свидетельство о праве собственности. Регистрация земельного участка проводится Управлением за 5 рабочих дней, государственная пошлина составляет 350 рублей.

В ряде случаев (в основном при вступлении в наследство) для оформления ранее учтенного земельного участка заявителю потребуется информация о наличии второго экземпляра свидетельства о праве собственности. Вторые экземпляры хранятся в Управлении Росреестра, информация об этом предоставляется всего за три рабочих дня бесплатно.

Еще один важный вопрос в оформлении ранее учтенного земельного участка – это вид его разрешенного использования.

- Если в Едином государственном реестре недвижимости не указан вид разрешенного использования, тогда владелец имеет право самостоятельно его выбрать в соответствии с действующим градостроительным регламентом, правилами землепользования и застройки соответствующего населенного пункта. В этом случае первоначально необходимо обратиться в орган местного самоуправления по месту нахождения объекта, запросить информацию о территориальной зоне, где расположен земельный участок и видах разрешенного использования для соответствующей территориальной зоны. Из этих видов правообладатель может выбрать любой основной и дополнительный (не противоречащий основному) вид разрешенного использования. После этого через МФЦ обратиться в Управление Росреестра с заявлением о внесении изменений с указанием разрешенного использования, которое он выбирает, - поясняет Павел Найдовский.

Он также подчеркнул, что существуют условно-разрешенные виды разрешенного использования, и они также отображаются в сведениях, которые представляет орган местного самоуправления. Если владелец планирует выбрать вид из этой категории, то ему предстоит пройти специальную процедуру – публичные слушания. Только после этого и при условии выхода соответствующего распорядительного акта органа местного самоуправления, собственник может обратиться за внесением информации о таком виде разрешенного использования в ЕГРН.

13.07.2020 10:39

В Самарской области на кадастровый учёт поставлено около трёх тысяч машино-мест при парке почти 400 тыс. автомобилей. Самара – лидер по обеспеченности легковыми автомобилями в городах России (344 шт. на 1 тыс. человек).

«С 1 января 2017 года машино-место стало самостоятельным объектом недвижимости, который можно оформлять в личную собственность, дарить, продавать и передавать по наследству. А так называемые "дворовые парковки" или места на городских автостоянках объектами недвижимости не являются - участок земли, на котором жильцы паркуют свои автомобили, купить или продать нельзя», - рассказала заместитель директора Кадастровой палаты по Самарской области Светлана Вандышева.

Данные о каждом новом машино-месте подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). Каждое машино-место получает свой кадастровый номер. Площадь машино-мест должна соответствовать предельно допустимым размерам (минимальные - 5,3 x 2,5 м, максимальные - 6,2 x 3,6 м.).

Заявление о постановке машино-места на кадастровый учет и регистрацию прав собственности можно подать следующими способами: - заказать выездное обслуживание на сайте Кадастровой палаты выбрав Самарскую область или по тел: 8 (846) 2005028 доб. 1: - через Госуслуги или сайт Росреестра;

- в любом офисе приема Многофункционального Центра.

К заявлению необходимо приложить правоустанавливающий документ (договор участия в долевом строительстве, акт приема-передачи и т. п.) и технический план объекта.

10.07.2020 10:52

В преддверии Дня кадастрового инженера, который празднуется 24 июля, Управление Росреестра по Самарской области проводит прямые линии для кадастровых инженеров. 6 июля прошла первая прямая линия, в ходе которой были разъяснены вопросы о том, в каких случаях для заказчиков необходимо готовить технический план, а когда нужен акт обследования. Эксперт Управления напомнила о нормах законодательства, соблюдение которых позволит избежать приостановлений и отказов в регистрации прав и постановке на кадастровый учет объектов капитального строительства.

06 Поручикова Е

Отвечая на вопросы, заместитель начальника отдела регистрации ипотеки Управления Росреестра по Самарской области Елена Поручикова обратила внимание кадастровых инженеров, что если здание снесено, то этот факт подтверждается исключительно актом обследования (акт обследования составляется в соответствии с приказом Минэкономразвития РФ №861 от 20 ноября 2015 года). Причем, если здание снесено после 4 августа 2018 года, неотъемлемой частью этого акта должно быть уведомление о завершении сноса, направленное в администрацию муниципалитета, на территории которого находится объект. Таким образом, заявления о прекращении права собственности и (или) о снятии с кадастрового учета объектов капитального строительства подаются только при наличии акта обследования, составленного кадастровым инженером. Чаще всего с такими заявлениями обращаются граждане, чтобы избежать начисления налога на имущество, которое они ликвидировали.

- Акт обследования должен содержать информацию о прекращении существования здания, а не помещения. Помещение может прекратить свое существование только в случае прекращения существования всего здания, поэтому правильно готовить акт обследования в отношении здания. При этом, если снесена только часть здания, тогда оформляется реконструкция здания (а не прекращение существования помещения) и в этом случае готовится технический план для кадастрового учета изменений характеристик здания в соответствии с приказом Минэкономразвития РФ № 953 от 18

декабря 2015 года. Важно, чтобы при составлении технического плана в отношении реконструированного здания был в том числе правильно внесен год завершения строительства, - подчеркивает Елена Поручикова.

Эксперт пояснила, что реконструкция не меняет год завершения строительства. Так, если дом был построен, например, в 1961 году, именно этот год и надо зафиксировать в техническом плане как год завершения строительства. Если же указать год реконструкции дома (например, 2018), получится, что в технический план внесены недостоверные сведения: ведь в 1961 году данный дом уже был построен, и информация об этом содержится в Едином государственном реестре недвижимости.

06.07.2020 23:00

На сегодня в регионе работают две комиссии по оспариванию кадастровой стоимости недвижимости. Одна из них действует при Управлении Росреестра и рассматривает заявления по земельным участкам населенных пунктов и объектам капитального строительства, вторая - при министерстве имущественных отношений, которая рассматривает заявления по отдельным категориям земельных участков. Существует и третий путь – судебный. Прежде чем идти в суд за оспариванием кадастровой стоимости земельных участков населенных пунктов или объектов капитального строительства юридические лица обязаны обратиться в комиссию при Управлении Росреестра, а для оспаривания других категорий земельных участков предварительное обращение в комиссию при министерстве имущественных отношений не требуется.

Кадастровая стоимость объекта недвижимости – одна из основных его характеристик, основа для начисления земельного налога, налога на имущество и расчета арендной платы. В настоящее время на территории Самарской области действуют результаты кадастровой оценки объектов капитального строительства 2011 года и земель населенных пунктов 2013 года, которые в 2020 году актуализируются специально созданным государственным бюджетным учреждением Самарской области «Центр кадастровой оценки» и будут применяться с 2021 года. В 2019 году этим Центром была проведена оценка земельных участков остальных категорий земель, в том числе сельскохозяйственного назначения.

Одним из инструментов снижения кадастровой стоимости является оспаривание кадастровой стоимости как в судебном, так и во внесудебном порядке в комиссии, действующей при Управлении Росреестра. За весь период действия данной нормы закона была оспорена кадастровая стоимость более чем 10 тысяч объектов недвижимости, что менее 0,5% от общего количества объектов недвижимости, сведения о которых внесены в ЕГРН. Для заявителей – юридических лиц обращение в комиссию является обязательным досудебным порядком.

03 Маслов И

- В настоящее время комиссия рассматривает заявления по земельным участкам земель населенных пунктов и по объектам капитального строительства. Следует отметить, что 18 марта 2020 года была отменена норма закона, ограничивающая период оспаривания пятью годами с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости, что привело к всплеску активности со стороны заявителей в комиссию, - говорит начальник отдела кадастровой оценки недвижимости Иван Маслов.

Для оспаривания результатов проведенных в 2019 году оценок министерством имущественных отношений Самарской области в первом квартале 2020 года установлен порядок работы и утвержден персональный состав новой комиссии. Комиссия при министерстве имущественных отношений будет рассматривать заявления по оспариванию кадастровой стоимости земельных участков, кадастровая стоимость которых определена в соответствии с федеральным законом «О государственной кадастровой оценке». На сегодня таких более 350 тысяч – это земельные участки земель сельскохозяйственного назначения, включая садовые участки вне населенных пунктов, участки земель промышленности, особо охраняемых территорий, водного и лесного фондов. При этом заявитель вправе выбирать, обращаться ему в суд или в комиссию. Обязательность досудебного обращения в комиссию отсутствует.