06.02.2019 14:53

Собственники Самарской области могут уменьшить размер налога на имущество. Что для этого необходимо сделать, рассказал в ходе «прямой линии» начальник отдела кадастровой оценки недвижимости Управления Росреестра по Самарской области Иван Маслов.

Вопросы, которые задавали жители и предприниматели из Самары, Тольятти, Сызрани, Кинель-Черкасс и Нефтегорска отражают весь спектр обращений, ежедневно поступающих в отдел кадастровой оценки недвижимости. Иван Маслов дал рекомендации, которые позволят сохранить время и деньги.

Сначала необходимо узнать кадастровую стоимость недвижимости, поскольку исходя из этой стоимости начисляется налог на недвижимость. Это можно сделать, обратившись в многофункциональный центр или заполнив заявку на сайте Росреестра. Указанная информация предоставляется бесплатно. После этого в открытых источниках изучаем стоимость недвижимого имущества, которое по местоположению и характеристикам похоже на принадлежащий вам объект недвижимости. В случае, если подобные объекты сейчас продаются за один миллион рублей (это его рыночная стоимость), а в выписке о кадастровой стоимости указана сумма в разы больше, есть смысл задуматься об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной.

Гражданам предоставлено право выбора: обратиться за снижением кадастровой стоимости в комиссию по оспариванию кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области или в Самарский областной суд. Юридические лица обязаны пройти административный путь оспаривания, и только после этого им открывается возможность рассмотрения дела в суде. Комплект документов, который подается в комиссию, состоит из заявления, выписки о кадастровой стоимости, отчета об оценке рыночной стоимости недвижимости в бумажном и электронном виде и нотариально заверенного правоудостоверяющего или правоустанавливающего документа.

«Целесообразность оспаривания кадастровой стоимости каждый собственник может определить самостоятельно, — говорит Иван Маслов. – Для этого необходимо сопоставить затраты на процесс оспаривания и экономию по уплате налога или арендной платы после установления кадастровой стоимости в размере рыночной. Стоит узнать стоимость отчета об оценке рыночной стоимости недвижимости, нотариального удостоверения правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа, а в случае обращения в суд — размер государственной пошлины. Если правообладатель не планирует участвовать в процессе оспаривания, надо посчитать и расходы на представителя. Как правило, кадастровая стоимость оспаривается в случаях, когда рыночная стоимость объекта не просто ниже кадастровой, а существенно ниже».

«Отчет об оценке должен быть составлен на дату, которая указана в выписке о кадастровой стоимости, — подчеркивает Иван Маслов. — Это обязательное условие, на это необходимо обращать внимание, когда заказываете отчет».

В течение семи рабочих дней после подачи комплекта документов  комиссия направит уведомление заявителю о дате заседания. Эта дата должна быть в пределах одного месяца со дня подачи заявления. Заявитель имеет право присутствовать на заседании комиссии и высказывать свое мнение.

«Нередко заявители сдают неполный комплект документов, — говорит Иван Маслов. – В этом случае комплект возвращается им без рассмотрения. Но ничего критичного в этом нет. Граждане и юридические лица не ограничены количеством обращения в комиссию, поэтому есть возможность дополнить комплект документов и подать заявление снова. Более того – даже получив отрицательное решение комиссии, можно устранить недочеты и ошибки в отчете об оценке и снова обратиться за оспариванием кадастровой стоимости в комиссию или же обратиться в суд».

Новая кадастровая стоимость будет основой для налогообложения, начиная с года, в котором она была установлена. На предыдущие периоды она не распространяется.

06.02.2019 14:52

Руководитель Управления Росреестра по Самарской области Вадим Владиславович Маликов принял участие в заседании совета по улучшению инвестиционного климата в Самарской области.

Одним из критериев оценки в части инвестиционной привлекательности региона является эффективная деятельность в сфере регистрации недвижимости. В целевой модели «Регистрация прав собственности на земельные участки и объекты недвижимости» обозначено 10 показателей.  По семи из них Управление Росреестра достигло целевых значений.  По трем показателям остаются вопросы для совместной работы с правительством Самарской области и органами местного самоуправления.

В числе достижений Самарской области — средний фактический срок регистрации права составляет 5 рабочих дней при целевом показателе 7 рабочих дней и 9 рабочих дней при подаче документов через МФЦ.

Каждый житель Самарской области имеет возможность обратиться в многофункциональный центр. МФЦ сегодня работают на территории всего региона, что обеспечивает доступность и удобство получения услуг в сфере  регистрации прав. По подаче документов на регистрацию прав через МФЦ Самарская область перевыполнила контрольные показатели на 16%: при целевом значении 80% мы достигли 96% процентов.

Согласно целевой модели, на одно окно МФЦ должно приходиться 19 заявлений. Самарская область опережает целевые показатели почти в восемь раз. У нас на одно окно МФЦ сегодня приходится 2,5 заявления. «Несмотря на то, что показатель достигнут, эта тема остается в центре нашего внимания, — говорит Вадим Маликов. – В Самаре для заявителей по-прежнему актуальна проблема очереди в МФЦ. И здесь вопрос и в количестве окон, и в их территориальном расположении. В МФЦ на ул. Киевская всегда много заявителей, а в ТЦ Амбар в это же время окна приема и выдачи документов свободны».

Серьезная работа проведена Управлением по снижению количества приостановлений и отказов в регистрации недвижимости. Управление провело обучающие семинары для органов местного самоуправления, кадастровых инженеров и сотрудников МФЦ, чтобы снизить количество приостановлений и отказов, связанных с качеством подготовки и приемом комплекта документов. Также в Управлении создана специальная рабочая группа, которая анализирует приостановления и отказы и разрабатывает рекомендации, направленные на их снижение. Динамика процесса очевидна: если в 2014 году доля решений о приостановлении государственной регистрации прав составляла 12,24%, то по итогам 2017 года она в два раза меньше – 6,43%. Таким образом, целевое значение 2017 года 6,6% достигнуто.

Совсем немного – всего 0,1% — не хватило для достижения показателя по доле заявлений о государственной регистрации прав, по которым отказано в регистрационных действиях.  При целевом показателе на 2017 год 1,2% в Самарской области он составил 1,3%. «Здесь есть потенциал для движения, — говорит Вадим Маликов. — Более 15% отказов в 2017 году обусловлены обращениями органов местного самоуправления за регистрацией права на объекты, права на которые ранее уже были зарегистрированы. Рассчитываю, что наше взаимодействие с муниципалитетами изменит эту ситуацию, и мы снизим количество отказов».

Руководитель Управления Росреестра по Самарской области озвучил на заседании совета проблемный вопрос, решение которого возможно только во взаимодействии с правительством Самарской области и органами местного самоуправления. Несмотря на все усилия, приложенные Управлением, в 2017 году недостаточно активно осуществлялось межведомственное электронное взаимодействие. «В век электронных технологий необходимо отказаться от бумажных носителей, — говорит Вадим Маликов. – Электронное взаимодействие между органами власти существенно влияет на качество и сроки оказания услуг, на объемы приостановлений и отказов». Он также обратил внимание, что срок регистрации прав составляет всего пять дней, поэтому на запросы регистраторов необходимо отвечать очень оперативно.

Участники совета по улучшению инвестиционного климата приняли решение активизировать работу по межведомственному взаимодействию и обсудить вопросы в рамках проектного офиса, созданного при министерстве экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области.

06.02.2019 14:52

Тема соблюдения прав граждан в сфере трудового законодательства рассматривается Управлением Росреестра по Самарской области при реализации контрольных и надзорных полномочий за саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих. На заседании коллегии прокуратуры Самарской области, посвященному состоянию законности и практике прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства, заместитель руководителя Управления Росреестра по Самарской области Ольга Геннадиевна Суздальцева рассказала: «Случаи, когда арбитражные управляющие сознательно идут на нарушения, связанные с выплатой заработной платы, крайне редки. За 2017 — 2018 годы мы рассмотрели порядка 50 процедур банкротства и выявили всего 4 нарушения, связанные с задолженностью по заработной плате. Арбитражные управляющие знают, что к каждой процедуре банкротства, где имеются непогашенные требования по заработной плате, приковано пристальное внимание органов прокуратуры и Управления Росреестра, и допущенные ими нарушения не останутся безнаказанными».

Она также обратила внимание, что в условиях банкротства арбитражный управляющий не всегда располагает полной информацией об имеющейся задолженности. Работникам должника необходимо довести до сведения арбитражного управляющего информацию о наличии задолженности перед ними, подтвердив это, например, заказными письмами с описью вложения, отправлениями с электронной почты с уведомлениями о прочтении, вручением под роспись. В дальнейшем необходимо выяснить результат рассмотрения их требований – включены ли они в реестр, в какую очередь, в какой сумме. Если требования работников должника не были приняты, им необходимо обращаться в суд.

06.02.2019 14:52

На заседании общественного совета при Управлении Росреестра по Самарской области обсудили реализацию федерального закона о «лесной амнистии». Закон касается землевладельцев, чьи участки соседствуют и пересекаются с землями лесного фонда.

Основная цель закона – защитить права добросовестных землевладельцев, земельные участки которых пересекаются с лесными участками. На протяжении 10 лет существовало упрощенное регулирование отношений по оформлению прав на лесные участки. Для постановки участка на кадастровый учет лесникам достаточно было на основании данных лесоустройства подготовить описание лесного участка, и такой участок ставился на кадастровый учет, невзирая на отсутствие точных границ. Это привело к тому, что недвижимость граждан (индивидуальные жилые дома, сады, дачи, огороды) целиком или частично оказалась в лесном фонде. В некоторых регионах России на основании судебных решений, принятых по искам органов лесного хозяйства, права на такую недвижимость граждан аннулировались.

Еще одна причина возникновения проблемы – создание садоводческих товариществ по решению органов местного самоуправления. При этом земли сохраняли статус лесного фонда.

            Для того, чтобы открыть гражданам возможность распоряжаться своим земельным участком в соответствии с разрешенным использованием, спорные земельные участки в Самарской области обсуждаются на заседаниях специально созданной межведомственной рабочей группы. В ее состав входят представители Управления Росреестра по Самарской области, министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, ГКУ СО «Самарские лесничества», МВД по Самарской области, территориального Управления Росимущества в Самарской области. В ходе деятельности рабочей группы устраняются противоречия двух государственных реестров: Единого государственного реестра недвижимости и государственного лесного реестра.

            В настоящее время основная задача – устранить противоречия по лесным участкам, границы которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости. «С лесными участками, границы которых установлены, пересекается 975 земельных участков, — рассказала членам общественного совета заместитель начальника отдела повышения качества ЕГРН Управления Росреестра по Самарской области Елена Чалдаева. – В случаях, когда права на эти участки были зарегистрированы гражданами или организациями до 1 января 2016 года, принадлежность участка устанавливается на основании ЕГРН и документов, подтверждающих право гражданина или организации на землю. Если земельный участок или его часть находится в лесном фонде, земельный участок лесного фонда «урезается» в пользу гражданина».

Сложнее обстоит ситуация с лесными участками, границы которых не установлены. Их точное количество назвать невозможно, поскольку они не отражены в ЕГРН. Между тем в Самарской области на межведомственной рабочей группе рассмотрено 233 таких случая. По итогам было принято решение исключить из государственного лесного реестра и изменить границы лесного участка в соответствии с границами земель иных категорий у 227 земельных участков. В том числе это касается 155 земельных участков СНТ «Энтузиаст».

В Управлении Росреестра по Самарской области заявили, что в контексте применения закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» нельзя говорить о какой-либо амнистии. «Никакого упрощенного порядка регистрации недвижимости или установления границ в данном случае не предусмотрено, — подчеркивает Елена Чалдаева. – Кроме того, нормы закона не распространяются на земли особо охраняемых природных территорий».