Росреестр информирует
С 1 ноября 2019 года вступила в силу поправка в федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости», регламентирующая уведомление собственников о поступлении заверенных электронных документов на отчуждение их недвижимости. Как законодательная новелла поможет защитить права и интересы граждан от мошенничества с электронными подписями на рынке недвижимости – рассказали в Кадастровой палате по Самарской области.
Летом этого года ужесточили проведение действий с недвижимостью с помощью электронной подписи. Сегодня все земельные участки и объекты капитального строительства, сведения о которых внесены в ЕГРН, а их на данный момент в Самарской области более трёх с половиной миллионов, автоматически защищены от любых действий, совершаемых в цифровом пространстве рынка недвижимости. Теперь для проведения дистанционных сделок собственник должен заблаговременно сообщить об этом, подав личное заявление для внесения в ЕГРН соответствующей записи. Погасить такую запись можно с помощью аналогичного бумажного заявления через МФЦ или почтовое отправление.
Теперь собственников начинают уведомлять ещё и о том, если на регистрацию поступят электронные документы в отношении их недвижимости. Это поможет владельцам вовремя узнать о попытке незаконного присвоения принадлежащего ему имущества. Уведомления будут направляться на электронные адреса, предоставленные гражданами для обратной связи.
«Запрет на заключение электронных сделок без специальной отметки в ЕГРН по умолчанию ставит барьер для любых электронных документов на отчуждение права, даже если документы подаёт доверенный представитель собственника. Новая уведомительная система становится, по сути, дополнительной защитой от всевозможных махинаций на рынке недвижимости – этого требуют реалии современной жизни, в ответ на неоднократные случаи мошенничества с применением электронных подписей», - говорит эксперт Кадастровой палаты по Самарской области Галина Непопалова. Принятие поправок в закон о регистрации стало ответной реакцией на выявление нескольких фактов.
Важно, что сам новый закон ни в коем случае не дискредитирует саму электронную подпись, удобство использования которой неоспоримо. Это не только возможность проведения сделок с жильем, но и получение различных госуслуг дистанционно.
Важно отметить, что технически нельзя подделать электронную подпись, но можно завладеть средствами, которые позволят подписать электронный документ от имени конкретного человека. Такое возможно, если сертификат электронной подписи был выдан недобросовестным удостоверяющим центром. Поэтому Федеральная кадастровая палата считает необходимым усилить контроль за деятельностью аккредитованных Удостоверяющих центров и повышение их ответственности. Сейчас готовятся предложения по совершенствованию механизмов аутентификации заявителей при получении электронных госуслуг. В частности, речь о биометрической идентификации граждан по лицу и голосу. Такие инструменты обеспечат дополнительную защиту от потенциальных рисков мошенничества, в том числе в постоянно развивающемся цифровом пространстве рынка недвижимости.
Эксперты рекомендуют получать электронную подпись в государственных Удостоверяющих центрах, к числу которых относится Кадастровая палата по Самарской области, где можно получить подпись за один рабочий день.
За 9 месяцев 2019 года в Самарской области зарегистрировано почти 39,5 тысяч записей об ипотеке. Из них 26 тысяч – это регистрация ипотеки на жилые помещения. Как правило, именно на такие объекты оформляется закладная. С первого июля 2018 года стало возможным оформить закладную как в бумажном, так и в электронном виде. Первые заявления на оформление электронных закладных в Самарской области - как и во многих других регионах России - начали поступать осенью этого года. С середины октября и по состоянию на 31 октября в нашем регионе их поступило уже 188. А это значит, что сделан еще один шаг к переводу рынка ипотеки в электронный вид. По словам начальника отдела регистрации ипотеки Управления Росреестра по Самарской области Аделаиды Гук, электронное взаимодействие с кредитными организациями обеспечивает сохранность закладной, повышает безопасность сделок с недвижимостью, сокращает сроки оформления ипотеки, а также минимизирует временные и материальные издержки.
Форму электронной закладной можно заполнить на портале Госуслуг и на официальном сайте Росреестра. В документе необходимо поставить электронные подписи залогодателя и залогодержателя. Закладная должна содержать сведения о залогодателе, первоначальном залогодержателе и о заемщике по кредиту, информацию о дате и месте заключения договора, сумме кредита и сроке ее уплаты, а также описание ипотечного имущества и его оценку. Стоит отметить, что аналогичные данные вносились и в документарную закладную.
Заявление об оформлении электронной закладной направляется в орган регистрации прав – Управление Росреестра по Самарской области – который вносит сведения об электронной закладной в регистрационную запись об ипотеке. После чего ведомство передает электронную закладную в депозитарий, указанный в данной электронной закладной. «Депозитарий – это профессиональный участник рынка ценных бумаг, который официально зарегистрирован, осуществляет хранение ценных бумаг и фиксирует их движение, в частности по учету перехода прав собственности на них», - поясняет Аделаида Гук.
При погашении регистрационной записи об ипотеке обращение об аннулировании электронной закладной не потребуется. «Управление Росреестра самостоятельно направит в депозитарий уведомление о погашении записи об ипотеке, и это будет являться основанием для прекращения хранения электронной закладной и учета прав на такую закладную», - подчеркивает эксперт.
13 ноября 2019г. с 10.30 до 11.30 Управление Росреестра по Самарской области проведет «прямую линию» на тему предоставления услуг Росреестра в электронном виде.
- Как можно подать документы в электронном виде на регистрацию недвижимости?
- Какие преимущества появляются у заявителя при подаче документов на регистрацию недвижимости в электронном виде?
- В каких случаях за регистрацией недвижимости обязан обратиться орган местного самоуправления, а не гражданин?
Задавайте вопросы начальнику отдела регистрации недвижимости в электронном виде Дмитрию Евгеньевичу Кожевникову по телефону (846) 33-22-555.
24 октября в Управлении Росреестра по Самарской области состоялась коллегия, в ходе которой в том числе был рассмотрен вопрос реализации целевой модели «Регистрация права собственности на земельные участки и объекты недвижимости».
Утвержденная Правительством Российской Федерации целевая модель «Регистрация прав собственности на земельные участки и объекты недвижимости» направлена на совершенствование учетно-регистрационных процедур, на снижение административных барьеров при предоставлении государственной услуги по регистрации прав и на улучшение бизнес-среды. На территории Самарской области реализация этой целевой модели осуществляется при участии Управления Росреестра по Самарской области, Уполномоченного МФЦ по Самарской области, региональных властей и органов местного самоуправления.
По данным Агентства стратегических инициатив по итогам 6 месяцев 2019 года только 7 регионов России из 85 достигли 100% показателей целевой модели «Регистрация прав собственности на земельные участки и объекты недвижимости». В их числе – Самарская область. По итогам 9 месяцев наш регион также достиг всех установленных 12 показателей.
«Особое внимание Управление Росреестра уделяет межведомственному электронному взаимодействию, - говорит руководитель Управления Росреестра по Самарской области Вадим Маликов. – На запросы Управления органы власти должны предоставлять информацию оперативно и исключительно через электронные сервисы, поскольку это существенно влияет на качество и сроки оказания услуг Росреестра. Поэтому в 2020 году тема межведомственного электронного взаимодействия также будет под нашим постоянным контролем».