Росреестр информирует
Упрощенный порядок регистрации права собственности на дачные и жилые дома действует уже 16 лет. За это время в Самарской области по дачной амнистии зарегистрировано около 400 тысяч объектов недвижимости. При этом не все желающие смогли узаконить свои строения из-за отсутствия документов на землю.
Как сообщили в Управлении Росреестра по Самарской области, в декабре 2021 года законодатели продлили дачную амнистию до 1 марта 2031 года и расшили возможности для граждан: теперь даже не имея документов на землю, строение можно будет оформить. Закон предлагает комплексное решение: в упрощенном порядке оформить права на жилые дома и одновременно земельные участки под ними.
Новая дачная амнистия вступит в силу 1 сентября 2022 года. Воспользоваться ей смогут владельцы домов, построенных до 14 мая 1998 года (до вступления в силу Градостроительного кодекса) в границах населенного пункта на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Для регистрации недвижимости нужно будет обратиться в орган местного самоуправления и подтвердить факт владения домом.
- Законом предусмотрена возможность представить один из широкого списка документов. Это может быть документ, подтверждающий подключение жилого дома к сетям инженерно-технического обеспечения и оплату коммунальных услуг или документ о проведении технического учета и технической инвентаризации, из которого следует, что заявитель является правообладателем жилого дома либо
заказчиком изготовления указанного документа, может быть выписка из похозяйственной книги или документ, подтверждающий регистрацию по месту жительства. Сегодня указанных документов недостаточно для внесудебного и простого оформления прав. А вот новые правила дачной амнистии позволят это сделать, - говорит начальник отдела регистрации объектов недвижимости жилого назначения Управления Росреестра по Самарской области Ольга Герасимова.
Эксперт отметила, что упрощенный порядок кадастрового учета и регистрации права не исключает обязанности правообладателей при возведении жилых и садовых домов, а также при их реконструкции соблюдать градостроительные и строительные нормы и правила, технические регламенты, требования о целевом назначении земельного участка (и все ограничения, с ним связанные).
Так, дом должен состоять из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения бытовых нужд, связанных с проживанием, и он не может быть разделен на самостоятельные объекты недвижимости (на части, квартиры или блоки).
Кроме того, количество надземных этажей должно быть не более трех, высота строения - не более 20 метров. При этом правилами землепользования и застройки конкретного муниципального образования могут быть предусмотрены иные параметры. Например, в Самаре высота индивидуальных зданий не может превышать 12 метров. По словам Ольги Герасимовой, важно также учитывать информацию об ограничениях при использовании земельного участка.
Основными направлениями деятельности Кадастровой палаты по Самарской области в 2021 году стали наполнение Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) сведениями об объектах недвижимости, административно-территориальных границах и территориальных зонах, повышение качества и доступности государственных учетно-регистрационных услуг, а также обеспечение реализации целевой модели «Подготовка документов и осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав собственности на объекты недвижимого имущества».
Несмотря на действие в течение года ограничительных мероприятий, обращение в многофункциональные центры остается одним из основных способов получения государственных услуг Росреестра в Самарской области. За истекший год через МФЦ в работу Кадастровой палаты по Самарской области поступило почти 400 тысяч (399 502) обращений, в рамках выездного приема – около 9 тысяч.
В общей сложности за 2021 год Кадастровая палата Самарской области выполнила более 1,6 млн. (1 616 421) учетно-регистрационных процедур в рамках полномочий по ведению Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН). По направлению предоставления сведений ЕГРН отработано более 1,3 млн. запросов (1 328 339). Причем большинство запросов - 89,56% - поступают и отрабатываются в электронной форме.
У заявителей появляется все больше возможностей оценить скорость, простоту и удобство получения услуг Росреестра в электронной форме – в 2021 году была реализована возможность подачи запроса о предоставлении сведений ЕГРН через портал государственных и муниципальных услуг. Также стала доступна возможность получения сведений ЕГРН с использованием разработанного Федеральной кадастровой палатой сервиса получения сведений, через который выписки к заявителям поступают уже через считанные минуты после подачи запроса и оплаты.
В рамках взаимодействия с профильными органами власти Самарской области и муниципалитетами ЕГРН активно пополнялся данными об административно-территориальных границах и других объектах реестра границ. В результате, на конец 2021 года в ЕГРН содержались данные о границах всех муниципальных образований и более чем 1 000 (1 046) населенных пунктов Самарской области, что составляет 78% от общего количества. Впервые в реестре появились сведения о прохождении границы Самарской области с другими регионами, речь идет об участке границы с Саратовской областью, сведения о прохождении которой были внесены в декабре 2021 года. Также на сегодняшний день в ЕГРН содержатся сведения более чем о 18,5 тысячах зон с особыми условиями использования территории и 2 тысячах территориальных зон.
«Все эти данные оказывают серьезное влияние на статус объектов недвижимости и возможные варианты их использования, а потому должны учитываться как владельцами недвижимости, так и любыми иными лицами, в том числе органами государственной власти и органами местного самоуправления при осуществлении ими полномочий по управлению и распоряжению ресурсами, находящимися в их ведении. Поэтому работа по пополнению ЕГРН соответствующими данными будет продолжаться. Основные направления, на которых будет сосредоточена наша деятельность в ближайшие годы - это реализация проекта по наполнению ЕГРН необходимыми сведениями, участие в мероприятиях по созданию единого информационного ресурса о земле и недвижимости и цифровой трансформации Росреестра, а также обеспечение завершения перевода в электронную форму кадастровых дел и дел правоустанавливающих документов, находящихся на хранении», - пояснил помощник директора Кадастровой палаты по Самарской области Дмитрий Наумов.
Государственный земельный надзор в Самарской области работает по новым правилам, установленным федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
Как рассказали в Управлении Росреестра по Самарской области, новый закон, вступивший в силу с 1 июля 2021 года, смещает акцент с проведения контрольно-надзорных мероприятий на профилактику нарушений и обеспечивает гражданам и юридическим лицам больше гарантий при взаимодействии с Росреестром.
Законом предусмотрены новые виды профилактических и контрольно-надзорных мероприятий: профилактический визит, инспекционный визит, рейдовый осмотр, наблюдение, выездное обследование. Четко регламентированы порядок и сроки их проведения. Таким образом, сейчас деятельность госземнадзора в основном направлена на то, чтобы предупредить граждан, подсказать – как не нарушить земельное законодательство. Новый закон нам это позволяет, поскольку он расширил количество ситуаций, когда при получении сведений о предполагаемом нарушении земельного законодательства сначала мы направляем предостережение. И это касается как физических, так и юридических лиц, - рассказала начальник отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Самарской области Юлия Голицына.
Она также сообщила, что размеры административных штрафов за нарушения земельного законодательства в 2022 году не изменились: минимальный размер штрафа для граждан за самовольное занятие земельного участка составляет 5 тыс. рублей, за нецелевое использование земельного участка – 10 тыс. рублей, для юридических лиц минимальный штраф за эти нарушения составляет 100 тыс. рублей.
Стоит отметить, что в 2021 году нарушители земельного законодательства были оштрафованы более чем на 29 миллионов рублей, 12 миллионов из них подлежит зачислению в муниципальные бюджеты. Основную долю по-прежнему составляют нарушения, связанные с самовольным занятием земельных участков, а также нарушения, допущенные по причине использования земельных участков не по целевому назначению.
Справочно:
В 2021 году Управлением Росреестра по Самарской области проведено 2258 контрольных (надзорных) мероприятий. Из органов муниципального земельного контроля поступило 1946 материалов о нарушении земельного законодательства.
Количество протоколов об административном правонарушении в отношении арбитражных управляющих в 2021 году выросло в 1,5 раза по сравнению с 2020 годом, сообщили в Управлении Росреестра по Самарской области. При этом сохраняется тенденция к росту количества жалоб на действия арбитражных управляющих.
- Требования законодательства к арбитражным управляющем ужесточились, а лица, вовлеченные в правоотношения в сфере банкротства, демонстрируют сегодня высокую юридическую грамотность. Это способствует росту возбужденных дел об административном правонарушении, - говорит начальник отдела по контролю (надзору) в сфере саморегулируемых организаций Управления Росреестра по Самарской области Екатерина Соловьева.
В зависимости от того, какой итог ожидает получить обратившийся, жалоба на арбитражного управляющего может быть подана в три инстанции – в Управление Росреестра, в саморегулируемую организацию (СРО) или в арбитражный суд (чаще всего, в рамках дела о банкротстве). Росреестр вправе возбудить дело об административном правонарушении (в 2021 году было возбуждено 87 таких дел) и в судебном порядке привлечь арбитражного управляющего к ответственности. В то же время ведомство не уполномочено установить запрет на какие-либо действия арбитражного управляющего или обязать его восстановить права обратившегося. Этих полномочий нет и у СРО, однако оно может привлечь арбитражного управляющего к дисциплинарной ответственности или даже исключить его из организации. И только суд в рамках рассмотрения дела о банкротстве может восстановить нарушенные права или с целью защиты прав обратившегося обязать арбитражного управляющего выполнить определенные действия.