Росреестр информирует
В какой срок оформляется бытовая недвижимость, в каких случаях правообладателю надо внести отметку о подаче документов в электронном виде и почему владельцы будут платить налог за объекты, которыми не могут распоряжаться, обсуждалось 12 октября на очередном методическом часе, который самарский Росреестр провел для регистраторов.
Регистрация прав на бытовую недвижимость находится на особом контроле Управления Росреестра. Начиная с мая 2022 года срок регистрации садовых и жилых домов, квартир, гаражей, хозяйственных построек и земельных участков, на которых они расположены, в Самарской области составляет всего один рабочий день, если документы поданы в электронном виде.
- За такой короткий срок отрабатываются заявления, к которым приложены все установленные законодательством документы, а также если государственная пошлина оплачена, и документ об оплате входит в комплект документов заявителя. Если документа об оплате нет, регистрировать право Росреестр не уполномочен, - подчеркнула начальник отдела координации и анализа деятельности в учетно-регистрационной сфере Управления Росреестра по Самарской области Лилия Аглиулова.
Еще один важный документ, который регистрирующий орган должен увидеть перед оформлением права – это специальная отметка о возможности подачи документов в электронном виде. Ее необходимо внести в Единый государственный реестр недвижимости собственникам, которые планируют операции с недвижимостью посредством электронных сервисов или нотариальные сделки через представителей.
- Если заявитель планирует обратиться за учетно-регистрационными действиями самостоятельно через сайт Росреестра или от его имени будет действовать представитель по нотариальной доверенности и документы будут подаваться в электронном виде через нотариуса, необходимо обратиться в МФЦ с заявлением о возможности регистрации на основании документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью. Исключение составляют случаи, когда такая подпись получена в филиале кадастровой палаты. Такая процедура необходима для обеспечения безопасности и исключения мошеннических случаев, поэтому норма действует только при переходе и при прекращении права, - говорит начальник отдела регистрации в электронном виде Управления Росреестра по Самарской области Дмитрий Кожевников.
На методическом часе также прозвучала информация о реализации в Самарской области федерального закона №518-ФЗ, который вступил в силу в июне 2021 года. С этого момента органы местного самоуправления выявляют правообладателей объектов недвижимости. Это необходимо для создания инвестиционной привлекательности территории и для ее социально-экономического развития.
После того, как правообладатель недвижимости будет определен, налоговая служба начислит ему налог на имущество. Вместе с тем, если право на недвижимость не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), владелец не может ей распорядиться – продать, подарить, передать по наследству.
- Наличие зарегистрированных прав на объекты недвижимости обеспечивает защиту имущественных прав граждан. Необходимо внести сведения о своих правах на ранее учтенные объекты недвижимости в ЕГРН, что позволит не только владеть, но и самостоятельно распоряжаться имуществом, а также избежать мошеннических действий и обезопасить себя от неприятных ситуаций, - говорит Лилия Аглиулова.
Начальник Новокуйбышевского отдела Управления Росреестра по Самарской области Елена Авдонина приняла участие в круглом столе по вопросам «дачной амнистии 2.0», состоявшемся в администрации Новокуйбышевска.
Реализация «дачной амнистии 2.0», инициированной Росреестром, стала ключевой темой обсуждений.
Напомним, с 1 июля 2022 года вступил в силу закон об упрощенном порядке оформления жилых домов, построенных до 14 мая 1998 года в границах населенного пункта на землях, находящихся в муниципальной или государственной собственности. «Дачная амнистия 2.0» стала логическим продолжением «Дачной амнистии», расширившим возможности ее применения и позволяющим зарегистрировать право собственности не только на жилой дом, но и на земельный участок под ним, даже в случае, если у гражданина нет на руках всех правоустанавливающих документов.
Закон предусматривает, что гражданин может подать заявление в орган местного самоуправления о предоставлении участка под существующим домом и приложить любой документ, подтверждающий факт владения домом до 14 мая 1998 года. К таким документам, например, относятся: документы о подключении жилого дома к инженерно-техническим сетям (в том числе чеки, подтверждающие оплату коммунальных услуг), проведенная техническая инвентаризация, выписка из похозяйственной книги, регистрация по месту жительства до 1998 года, документ, выданный нотариусом до 14 мая 1998 года в отношении жилого дома, подтверждающий права на него.
После вынесения решения о предоставлении земельного участка орган местного самоуправления самостоятельно (без привлечения граждан) подаст документы в Управление Росреестра в электронном виде. А заявителю выдаст две выписки, подтверждающие кадастровый учет и регистрацию права на жилой дом и регистрацию права на земельный участок под домом.
В комитет по управлению муниципальным имуществом (КУМИ) администрации Новокуйбышевска начали поступать обращения граждан по вопросам оформления жилых домов и земельных участков, подпадающих под действие «дачной амнистии 2.0», рассказывает руководитель КУМИ Анна Негорожина.
«Совместно с Управлением Росреестра администрацией уже выстроена работа с гражданами по реализации «гаражной амнистии» и 518-ФЗ. Аналогичную технологию мы разработаем и по реализации «дачной амнистии 2.0». Людям важно оформить свои права, чтобы иметь возможность продать, подарить, завещать свое имущество или передать в залог. А нам важно помочь им разобраться в нюансах законодательства, чтобы процесс оформления был простым и понятным», - отмечает Анна Негорожина.
Как отмечалось на «круглом столе», у жителей Новокуйбышевска часто хранятся документы на объекты недвижимости, которые прошли технический учет в БТИ. При этом ранее действующее законодательство не позволяло оформить права собственности на такой объект недвижимости и земельный участок под ним при наличии только документа технического учета.
«Живя в частном доме еще с советских времен, некоторые люди были лишены возможности оформить право собственности. Но все изменилось, и сегодня эти владельцы смогут зарегистрировать недвижимость, тем самым включая ее в правовое поле и обретая правовую защиту. Задача Росреестра как центра компетенций в области земли и недвижимости - рассказать гражданам об их правах в сфере регистрации недвижимости и представить пошаговую инструкцию их реализации. Управление Росреестра взаимодействует не только с заявителями, но и с представителями администрации города, что позволяет совместно решать вопросы граждан», - говорит Елена Авдонина.
Самарский Росреестр провел онлайн-обучение для специалистов МФЦ.
В ходе обучающего мероприятия в формате видеоконференцсвязи начальник отдела регистрации ипотеки Управления Росреестра по Самарской области Аделаида Гук обратила внимание специалистов МФЦ на обращения граждан о внесении отметки в Единый государственный реестр недвижимости о возможности подачи документов в электронном виде. С учетом роста популярности электронных услуг количество таких обращений может увеличиться. Специальная отметка необходима в случаях перехода или прекращения права, когда заявитель обращается в регистрирующий орган через электронные сервисы (если усиленная электронно-цифровая подпись получена не в филиале кадастровой палаты), а также если от его имени документы будет подавать представитель в электронном виде через нотариуса.
Также Аделаида Гук пошагово объяснила особенности работы с документарными закладными. Особое внимание она уделила работе по исключению ошибок при приеме документов.
Необходимо отметить, что Управление проводит обучение для сотрудников МФЦ по вопросам приема документов на государственную регистрацию прав и кадастровый учет на системной основе. А также регулярно информирует специалистов многофункциональных центров о законодательных изменениях и особенностях приема документов.
«Управление Росреестра по Самарской области всегда готово работать во взаимодействии с МФЦ, делиться своими знаниями и опытом, а также совместно повышать качество предоставления государственных услуг. Такой подход отвечает интересам наших заявителей. Подобные мероприятия помогают исключать типовые ошибки, допускаемые при приеме документов, и делают процесс получения услуг Росреестра для граждан быстрым и комфортным», - отмечает заместитель руководителя Управления Росреестра по Самарской области Татьяна Титова.
Директор ГКУ СО «Уполномоченный МФЦ» Павел Синёв также подчеркнул значимость взаимодействия.
«Государственные услуги Росреестра сегодня очень востребованы в МФЦ. Систематическое обучение наших сотрудников в рамках взаимодействия является неотъемлемой частью нашей деятельности, потому что от уровня повышения квалификации наших специалистов зависит и качество приема поступающих в МФЦ документов», - говорит Павел Синёв.
Напомним, что помимо обучающих мероприятий Управление Росреестра совместно с МФЦ реализуют проект «Стоп-бумага», направленныйна безбумажное взаимодействие, проводит на местах консультации для посетителей МФЦ. Эти мероприятия направлены на совершенствование деятельности МФЦ и улучшение процессов предоставления услуг Росреестра. Главным приоритетом в рамках взаимодействия Управления и МФЦ является качество и доступность оказываемых государственных услуг по регистрации недвижимости.
Бесплатные квалифицированные консультации оказывает Управление Росреестра по Самарской области в МФЦ по запросу граждан и организаций очно и онлайн. Технические и организационные вопросы консультирования обсуждались на методическом часе, который еженедельно проводится Управлением для регистраторов.
В рамках работы по улучшению качества услуг ведомство обеспечивает присутствие сотрудников территориальных органов в МФЦ по всей стране, чтобы у заявителей была дополнительная возможность получить необходимую информацию по вопросам кадастрового учета и регистрации прав.
В Самарской области работа по дополнительной консультационной поддержке заявителей ведется с марта 2022 года. На 1 октября проведено 749 консультаций. Посетители 19 площадок МФЦ могут бесплатно получить квалифицированную помощь по телефону, по видеоконференцсвязи и в рамках личного приема, в том числе в Самаре и Тольятти. Для этого необходимо предварительно обратиться в МФЦ и записаться на консультацию.
- В настоящее время наиболее востребованы у заявителей консультации по видеоконференцсвязи. Офисы МФЦ и отделы Управления Росреестра оснащены необходимыми техническими средствами для их проведения. На консультациях заявители получают ответы на свои вопросы и таким образом предупреждают риск приостановления учетно-регистрационных действий по своим обращениям. Кроме того, такие консультации способствуют более качественному приему документов, - отметила Елена Фомина, начальник отдела регистрации недвижимости в упрощенном порядке Управления Росреестра по Самарской области.
Повышение уровня информированности граждан и представителей бизнес-сообщества – одна из задач Росреестра, заинтересованного в повышении качества предоставления услуг.