Разъяснения Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры
Федеральным законом от 29.12.2022 № 598-ФЗ введена новая часть 14 статьи 7 Закона «О недрах», в соответствии с которой предоставление права пользования недрами допускается в случае постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс запасов полезных ископаемых при осуществлении пользователем недр геологического изучения недр на участке недр, в границах которого ранее в результате пользования недрами иными лицами образованы отходы недропользования и (или) в отношении которого ранее запасы полезных ископаемых были списаны с государственного баланса.
Указанное правило касается оснований предоставления права пользования участками недр, предусмотренных абзацем 7 пункта 1 и абзацем 13 пункта 4 части первой статьи 10.1 Закона «О недрах».
Порядок предоставления права пользования участками недр для разведки и добычи полезных ископаемых на участке недр (за исключением участка недр федерального значения и участка недр местного значения) пользователем недр, осуществлявшим геологическое изучение такого участка недр, в случае постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс запасов полезных ископаемых, утвержденный приказами Минприроды России № 519, Роснедра № 11 от 14.08.2023, вступает в силу с 1 мата 2024 года.
Пунктом 1 статьи 5.2 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» предусмотрено, что под туризмом на особо охраняемых природных территориях понимаются временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства на особо охраняемые природные территории в целях посещения уникальных природных комплексов и объектов и иных предусмотренных данным Федеральным законом целях.
Организация туризма на особо охраняемых природных территориях осуществляется:
1.в отношении особо охраняемых природных территорий федерального значения - федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся такие территории;
- в отношении особо охраняемых природных территорий регионального значения - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в ведении которых находятся такие территории;
3.в отношении особо охраняемых природных территорий местного значения - органами местного самоуправления, в ведении которых находятся такие территории.
Правила организации и осуществления туризма, в том числе обеспечения безопасности туризма на особо охраняемых природных территориях федерального значения, и порядок расчета предельно допустимой рекреационной емкости особо охраняемых природных территорий федерального значения при осуществлении туризма утверждаются Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, в ведении которых находятся соответственно особо охраняемые природные территории регионального и местного значения, утверждают правила организации и осуществления туризма, в том числе обеспечения безопасности туризма на особо охраняемых природных территориях, и порядок расчета предельно допустимой рекреационной емкости таких территорий при осуществлении туризма на основании утверждаемых Правительством Российской Федерации типовых правил организации и осуществления туризма.
В соответствии с пунктом 2 статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля (далее - ПЭК).
Критерии отнесения объектов НВОС к объектам I, II, III и IV категорий утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2398
С учетом вышеуказанных критериев, установленных для объектов IV категории, на таких объектах может осуществляться деятельность по производству продукции, которая оказывает минимальное негативное воздействие на окружающую среду, в связи с чем производственный экологический контроль в отношении таких объектов не осуществляется.
Таким образом, в отношении объектов IV категории законодательство Российской Федерации требований о разработке и утверждении программы ПЭК не содержит.
Гражданско-правовая ответственность наступает вследствие причинения вреда окружающей среде и может возникать в результате нарушения условий договора, а также вне зависимости от них – внедоговорная ответственность.
Согласно ст. 79 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» вред, причиненный здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме. Определение объема и размера возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется в соответствии с законодательством.
Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
Пунктом 1 ст. 78 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.
Иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде вследствие нарушений обязательных требований, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.
Привлечение либо не привлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не исключает возможности возложения на него обязанности по возмещению вреда окружающей среде.