19.02.2021 16:39

Кадастровая палата по Самарской области подвела итоги 2020 года: услуги предоставляются быстрее, электронные сервисы стали доступнее.

«В прошедшем году в качестве главной цели руководителем Росреестра Олегом Скуфинским был обозначен окончательный ввод в промышленную эксплуатацию ФГИС ЕГРН (федеральной государственной информационной службы Единого государственного реестра недвижимости), для этого в целом по стране требовалось провести 70% от общего объема работ, связанных с переходом. В Самарской области переход на ФГИС ЕГРН состоялся 30 сентября, окончательно во всей России – 21 октября. Безусловно, для нас это самое значимое событие 2020 года», - отметил директор Кадастровой палаты по Самарской области Андрей Жуков.

За 2020 год Кадастровая палата Самарской области выполнила более 2 млн. 100 тыс. (2 107 563) учетно-регистрационные процедуры, в рамках полномочий по ведению Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), что более чем в 2 раза превышает показатель 2019 года (968 223).

Подводя итоги работы в наполнении реестра границ отмечено полное внесение в реестр сведений о муниципальных образованиях – на сегодня все 342 границы внесены в ЕГРН. Обращает на себя внимание практически двукратное увеличение количества зон с особыми условиями использования территории (за год внесено более 6 тыс. (6 246) зон, в 2019 году внесены 3 887 зон), а также публичных сервитутов (360 против 185 за 2019 год). Еще больший прирост наблюдается по количеству береговых линий (за все предыдущие годы их было внесено всего 7, за один только 2020 год внесены сразу 57 границ водных объектов).

Несмотря на действие в течение года ограничительных мероприятий, обращение в многофункциональные центры остается одним из основных способов получения государственных услуг Росреестра в Самарской области. За истекший год через МФЦ в работу Кадастровой палаты по Самарской области поступило почти 340 тысяч (338 662) обращений, в рамках выездного приема – более 16 тысяч (16 099) заявлений.

По направлению предоставления сведений ЕГРН за год Филиалом отработано более 1 млн. 600 тыс. запросов (1 633 291). Впервые за несколько лет увеличилось их количество, причем сразу на 320 тыс. запросов - это почти 20%.

Абсолютное большинство запросов (1 433 691) поступают и отрабатываются в электронной форме – 88%. Также стала доступна возможность получения услуги с использованием разработанного Федеральной кадастровой палатой сервиса получения сведений (spv.kadastr.ru), через который выписки к заявителям поступают уже через считанные минуты после подачи запроса и оплаты.

Помимо ведения ЕГРН, оказания услуг по кадастровому учету и регистрации прав, Росреестром сформулированы и иные направления, на которых будет сосредоточена деятельность в ближайшие годы. Среди них: реализация проекта «Наполнение ЕГРН необходимыми сведениями», создание единого информационного ресурса о земле и недвижимости, цифровая трансформация Росреестра и завершение к 2023 году перевода в электронную форму кадастровых дел и дел правоустанавливающих документов, находящихся на хранении.

13.02.2021 15:17

Управление Росреестра по Самарской области в 2020 году зарегистрировало на 35% больше договоров ипотеки, чем в 2019 году. При этом в начале прошлого года количество заявлений о регистрации ипотеки снизилось. Но после того как заработали программы льготной ипотеки под 6,5% и сельской ипотеки активность заявителей значительно выросла.

Анализ развития ипотеки в Самарском регионе демонстрирует ее непрерывный и ежегодный рост. Однако прошлый год мог быть совсем другим, ведь начался он со спада в жилищном и предпринимательском кредитовании. Ситуация выправилась, когда заработали программы ипотечного кредитования с господдержкой.

- Руководитель Росреестра поручил сопровождать каждую ипотечную сделку, которая оформляется по программам господдержки. Это необходимо, чтобы новая услуга была под постоянным контролем, и, если возникнут вопросы, мы их сразу увидели и решили. Срок регистрации ипотеки составляет не более пяти рабочих дней, - рассказала заместитель руководителя Управления Росреестра по Самарской области Татьяна Титова.

Она также отметила, что по сравнению с 2019 годом в 2020 году на 44% выросло количество поданных документов на регистрацию ипотеки в электронном виде. Доля электронной регистрации ипотеки входит в число показателей реализации национального проекта «Жилье и городская среда». Нацпроектом предусмотрено, что в 2021 году в электронном виде должно быть зарегистрировано 20% от общего количества ипотечных сделок. В Самарской области этот показатель уже в 2020 году составил 25%.

Валерий Фомичев, председатель Общественного совета при Управлении Росреестра

по Самарской области, президент Торгово-промышленной палаты Самарской области:

- Востребованность электронных услуг Росреестра выросла в том числе и из-за пандемиии. Электронные сервисы были доступны и ранее, однако многие банки по-старинке сдавали документы в бумажном виде. Ограничительные меры подтолкнули сделать шаг в сторону электронного взаимодействия. И если раньше через интернет документы на регистрацию ипотеки подавал в основном Сбербанк, то в 2020 году к электронным сервисам были подключены такие крупные банки как Дом РФ, Банк ВТБ, Совкомбанк, Тинькоффбанк. Это позволило справиться с негативными последствиями на рынке кредитования, а также повысить доступность получения государственных услуг, оказываемых Росреестром.

01.02.2021 13:34

Кадастровая палата рекомендует собственникам недвижимого имущества обновить контакты в ЕГРН, чтобы оперативно получать уведомления о попытках проведения дистанционных сделок с недвижимостью.

Единый государственный реестр недвижимости – единственный источник, содержащий актуальные данные об объектах недвижимости и их владельцах. Сведения из ЕГРН могут понадобиться при совершении любых сделок купли-продажи недвижимости: оформление наследства, договора дарения, оформление ипотеки, земельные споры с соседями и в других ситуациях. Поэтому Кадастровая палата Самарской области рекомендует собственникам недвижимости внести свои контактные данные в госреестр недвижимости или обновить имеющиеся.

Ситуации с отсутствием данных собственника недвижимости в ЕГРН бывают разные. Например, гражданин купил квартиру до 1998 года и более никаких операций с ней не совершал. Такая недвижимость считается «ранее учтенной», так как в Российской Федерации до 31 января 1998 года регистрацией сделок и оформлением недвижимости, а также её учетом, занималось БТИ.

В базе данных ЕГРН Росреестра хранится информация, поступившая в ведомство только после 31 января 1998 года. Поэтому если с этого времени никаких сделок с недвижимостью не проводилось, а также если вы не обращались с заявлением на перерегистрацию ранее возникшего права, то сведения о собственнике в ЕГРН будут отсутствовать.

В августе 2019 года вступили в силу законодательные изменения в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости», направленные на защиту прав граждан при оформлении сделок с недвижимостью в электронном виде. По новым правилам, собственники могут внести в ЕГРН запись о возможности государственной регистрации на основании заявления и прилагаемых к нему документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП). Отсутствие такой отметки является основанием для возврата

электронных документов, подписанных электронной подписью на регистрацию перехода, прекращения, ограничения права или обременения объекта недвижимости.

Кроме того, сегодня участились факты мошенничества с недвижимым имуществом и подделкой электронной подписи. С 1 ноября 2019 года вступило в силу правило, согласно которому ведомство будет уведомлять владельцев недвижимости о поступивших в электронном виде документах по почтовому адресу и адресу электронной почты. Если контакты собственника не числятся в базе ЕГРН, уведомить о попытках проведения дистанционных сделок с недвижимостью, и хуже того – о случае мошенничества, будет некого.

Для того чтобы внести контактные данные или актуализировать их в ЕГРН, необходимо подать заявление в ближайшем офисе многофункционального центра госуслуг. Обратная связь с собственниками недвижимости осуществляется по указанным в заявлении электронному и почтовому адресам, уточняется в сообщении.

При этом контакты владельца могут использоваться только для официальных уведомлений. Информация о правообладателях недвижимости является конфиденциальной и не предоставляется по запросу другим гражданам, даже если они заказывают выписку сведений о чужих объектах недвижимости.

01.02.2021 10:50

Росреестр проведет комплексную цифровую трансформацию, сообщила заместитель руководителя ведомства Елена Мартынова.

"В рамках ведомственной программы цифровой трансформации Росреестра будет проведен реинжиниринг бизнес-процессов и разработана цифровая платформа для предоставления государственных услуг, создано эффективное пространство для обмена данными в режиме онлайн, при этом основой для реализации этих задач станет плотное взаимодействие с территориальными органами Росреестра и филиалами Федеральной кадастровой палаты (ФКП)",- сказала Мартынова.

По ее словам, для обеспечения цифровой трансформации важно сформировать полный и качественный единый государственный реестр недвижимости. Для этого Росреестр совместно с регионами реализует специализированный план по наполнению ЕГРН сведениями. Данная задача является приоритетной для ведомства, считает замглавы Росреестра. Кроме того, ведомство приступило к проведению эксперимента по созданию Единого информационного ресурса (ЕИР) о земле и недвижимости, который объединит государственные информационные системы 10 федеральных министерств и ведомств, госкорпорации "Роскосмос", а также информационные системы региональных органов исполнительной власти. Пилотный проект будет реализован на территории четырех регионов (Республика Татарстан, Краснодарский край, Пермский край, Иркутская область). Соответствующее Постановление Правительства РФ опубликовано 8 января 2021 года.

Елена Мартынова отметила, что ведомство будет сотрудничать с ведущими университетами и центрами по подготовке специалистов в области цифровой экономики. В прошлом году Росреестр организовал онлайн-обучение на базе Университета "Иннополис" для 12 специалистов, которые защитили проект "Цифровой помощник регистратора прав". Эксперты Росреестра вместе с вузами планируют подготовить тесты для выявления уровня

компетенций сотрудников территориальных органов ведомства. По результатам тестирования определят программы обучения и повышения квалификации.

Кроме того, по словам Мартыновой, уже создан архитектурно-технический совет ведомства, который координирует работу по стратегическому управлению цифровой трансформацией Росреестра. К работе совета привлекут межрегиональную рабочую группу по цифровой трансформации. Также разработана концепция создания единой централизованной системы информационной безопасности Росреестра на 2021-2024 годы.

Помимо этого, Росреестр утвердил основные этапы реализации программы цифровой трансформации. Ее ключевые задачи - увеличение доли массовых государственных услуг, доступных в электронном виде, повышение качества оказания государственных услуг Росреестра и повышение эффективности.

Замглавы ведомства уточнила, что новые процессы будут внедрять в центральном аппарате Росреестра с учетом практики работы в регионах. Так, ряд субъектов уже направили предложения по оптимизации ФГИС ЕГРН, а также примеры перспективных программных продуктов и сервисов.

Также, по ее словам, в рамках реинжиниринга сайта Росреестра предлагается создать новый раздел "Банк идей". Все региональные управления ведомства смогут заполнить специальную форму и направить на проработку свои идеи по созданию новых сервисов или решению практических проблем.

Мартынова также рассказала, что в конце декабря 2020 года состоялось первое заседание рабочей группы по цифровой трансформации, в котором участвовало более 300 представителей центрального аппарата Росреестра, цифровые региональные лидеры, руководители территориальных органов ведомства, филиалов ФКП, представители Университета "Иннополис" в Татарстане.

В свою очередь руководитель технологической практики KPMG в России и СНГ Николай Легкодимов подчеркнул, что Росреестр за последние полгода провел значительную работу по стратегическому развитию и цифровизации.

"В России работа по переводу государственных услуг в онлайн началась задолго до событий уходящего года. Сегодня деятельность все большего количества госорганов становится эффективной и клиентоориентированной, что в определенном смысле обеспечивает выигрышную позицию всей страны. Факт того, что еще одно крупное ведомство нацелено на подобную трансформацию, безусловно, является положительным как для граждан, так и для бизнеса",- сказал Легкодимов.