Форма отчета утверждена Приказом Минприроды России от 14.06.2018 № 261. Отчет представляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах I категории, а также на объектах II и III категории, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, представляют Отчет в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления деятельности (Межрегиональное управление Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям»).

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах II и III категории, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют Отчет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный экологический надзор, по месту осуществления деятельности (Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области).

Отчет оформляется в двух экземплярах, один экземпляр которого хранится у юридического лица или индивидуального предпринимателя, а второй экземпляр вместе с электронной версией отчета на магнитном носителе представляется непосредственно в соответствующий орган.

С 1 января 2019 года меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды применяются к хозяйствующими субъектами в зависимости от категории эксплуатируемого объекта негативного воздействия на окружающую среду, присвоенной такому объекту при постановке на государственный учет.

При постановке на учет объекта негативного воздействия на окружающую среду необходимо руководствоваться постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 № 572 «Об утверждении Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду», в соответствии с которым основанием для включения объектов в государственный реестр является заявка хозяйствующего субъекта, оформленная по установленной форме и содержащая сведения для внесения в государственный реестр.

По объектам II и III категории хозяйствующие субъекты разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля в соответствии с требованиями Приказа Минприроды России от 28.02.2018 г. № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля».

Отчетность по программе производственного экологического контроля сдается в порядке, установленном приказом министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 19.12.2018 № 810 «Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля на объектах II и III категорий, подлежащих региональному государственному экологическому надзору».

Приказ Минприроды России от 28_02_2018 N 74 О программе ПЭК

Приказ от 19.12.2018 № 810 Порядок и форма сдачи отчетности ПЭК

Приказ Минприроды России от 14_06_2018 N 261 Форма отчета ПЭК (ред. от 23.06.2020)

Приказом Росстата от 09.10.2020 № 627 (с изменениями от 13.11.2020 № 598) утверждена новая редакция формы федерального статистического наблюдения 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления».

Указанную форму заполняют:

юридические лица и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели),

осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления;

региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами,

операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Отчетность по форме 2-ТП (отходы) за 2020 года необходимо сдать в Межрегиональное управление Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям в срок до 1 февраля 2021 года.

Возможность внесения сведений по годовой форме федерального статистического наблюдения 2-ТП (отходы) доступна для эксплуатации в обновленной версии Личного кабинета природопользователя (lk.rpn.gov.ru), начиная с 15.12.2020.

В целях разъяснения порядка заполнения формы 2-ТП (отходы) и ответов на наиболее часто возникающие вопросы подготовлена Памятка природопользователя по заполнению формы 2-ТП (отходы). Ссылка доступна на сайте Федеральной службы по надзору в сфере природопользования https://rpn.gov.ru/ в разделе Деятельность / Прием отчетности / 2-ТП (отходы)

Уважаемые природопользователи!

Напоминаем Вам о необходимости сдачи отчета по форме государственного статистического наблюдения № 2-ТП (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха» за 2020 год до 22 января 2021 года.

Сведения предоставляются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями в случае, если объемы разрешенных выбросов загрязняющих веществ по объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, превышают 10 тонн в год или составляют от 5 до 10 тонн в год включительно при наличии в составе выбросов загрязняющих атмосферу веществ 1 и (или) 2 класса опасности.

Юридические лица, индивидуальные предприниматели заполняют форму № 2-ТП (воздух) и предоставляют ее в территориальные органы Росприроднадзора по месту учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, имеющему в своем составе стационарные источники загрязнения атмосферного воздуха.

Все указания по заполнению формы № 2-ТП (воздух) утверждены приказом Росстата от 08.11.2018 № 661«Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за охраной атмосферного воздуха».

Статистическая отчетность по форме № 2-ТП (воздух) за 2020 год принимается в электронном виде на официальном сайте Росприроднадзора только в модернизированной версии Личного кабинета природопользователя (lk.rpn.gov.ru) (далее – ЛКП).

Подробная инструкция по заполнению отчета в ЛКП расположена на странице https://lk.rpn.gov.ru/login слева внизу в разделе «Инструкции и требования» или по ссылке https://lk.rpn.gov.ru/instructions.

При возникновении вопросов по работе ЛКП: Техническая поддержка 8 (495) 565-34-38, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

Обязанность по постановке на государственный учет объектов НВОС юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную деятельность на указанных объектах, определена статьей 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ). В соответствии со статьей 69 указанного Федерального закона государственный учет объектов НВОС осуществляется в форме ведения государственного реестра, представляющего собой государственную информационную систему. Постановка объектов НВОС на учет осуществляется по заявительному принципу.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 № 572 «Об утверждении Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду» государственный реестр состоит из: а) федерального государственного реестра; б) региональных государственных реестров. Федеральный государственный реестр содержит сведения об объектах, подлежащих в соответствии со статьей 65 Федерального закона «Об охране окружающей среды» федеральному государственному экологическому надзору. Региональные государственные реестры содержат сведения об объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору.

Ведение федерального государственного реестра осуществляется территориальными органами Росприроднадзора по месту нахождения объектов. Ведение региональных государственных реестров осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту нахождения объектов.

При этом исполнение функций по информационно-методическому обеспечению ведения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации региональных государственных реестров возложено на Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор).

Во исполнение указанных функций Росприроднадзором разработаны методические документы, а также методические письма, разъясняющие ряд вопросов, которые возникают у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при постановке на государственный учет.

1. О порядке постановки объекта НВОС на учет.

Приказом Росприроднадзора от 24.11.2016 № 756 утвержден порядок постановки объектов НВОС на государственный учет, в соответствии с которым рассмотрение заявок о постановке на учет (актуализации данных, снятия объекта с учета) осуществляется в информационной системе учета объектов НВОС. Заявка на включение объекта в реестр (актуализацию данных, снятия объекта с учета) формируется заявителем с использованием Личного кабинета природопользователя Росприроднадзора (https://lk.fsrpn.ru/), затем выгружается в информационную систему. Получатель заявки – орган исполнительной власти федерального (Межрегиональное управление Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям) или регионального (министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области) уровня в зависимости от уровня экологического надзора. В случае отсутствия цифровой подписи заявитель должен также распечатать указанную заявку и направить её с сопроводительным письмом в территориальный орган Росприроднадзора или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (по

месту нахождения объекта НВОС) почтой или подать лично. Датой приема заявки считается дата представления в Росприроднадзор или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (по месту нахождения объекта НВОС) заявки с сопроводительным письмом. Свидетельство о постановке на государственный учет объекта НВОС (актуализации данных, снятии объекта с учета) направляется в Личный кабинет природопользователя в электронном виде, в бумажном виде свидетельство не формируется и заявителю не направляется.

2. Какие объекты не подлежат постановке на государственный учет. В соответствии с разъяснениями Росприроднадзора от 11.01.2019 № АА-06-02-31/370, если на объекте образуются отходы производства и потребления, но при этом отсутствуют иные виды негативного воздействия на окружающую среду, указанные в критериях, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 №1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий», такой объект не подлежит постановке на учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (не включается в государственный реестр объектов, заявка о постановке на учет не подается).

3. Об определении категории объекта, на котором имеется газовый котел (котельная).

В соответствии с Критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденными постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029, объект относится к IV категории в случае отсутствия в составе выбросов веществ I и II классов опасности. Классы опасности загрязняющих веществ установлены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.12.2017 № 165 (ред. от 31.05.2018) «Об утверждении гигиенических нормативов ГН 2.1.6.3492-17 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений», в том числе для бенз/а/пирена установлен I класс опасности. Данное загрязняющее вещество образуется при сгорании углеводородного жидкого, твердого и газообразного топлива, таким образом, в случае эксплуатации юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем отопительного котла минимальной мощности, несмотря на отсутствие на объекте иных источников выбросов и сбросов, данный объект соответствует III категории объекта НВОС. Правомерность данного положения подтверждена судебной практикой, в частности, решением Арбитражного суда Курганской области от 29.10.2018 по делу № А34-800/2018, определением Верховного суда Российской Федерации от 28.06.2019 № 309-ЭС19-9432. Необходимо отметить, что основными исходными данными при заполнении заявки о постановке объекта НВОС на учет являются данные инвентаризации выбросов, выполненной в соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 07.08.2018 № 352.

4. О постановке на учет открытых стоянок автомобильного транспорта. В соответствии с Федеральным законом от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» стационарный источник — источник выброса, который может быть перемещен посредством передвижного источника. Открытые стоянки автотранспорта (источником выбросов является двигатель автотранспортного средства) не соответствуют указанным критериям и не могут рассматриваться в качестве стационарного источника выбросов. Данную позицию подтверждают разъяснения Минприроды России от 18.09.2015 № 12-44/22962, от 22.08.2017 № ОД-03-01-32/18476. В настоящее время в заявке на постановку на государственный учет объектов НВОС не

предусмотрено указание сведений о выбросах от передвижных источников (транспорта). Таким образом, открытые стоянки автомобильного транспорта не рассматриваются в качестве источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при постановке объекта НВОС на государственный учет.

5. О постановке на учет скважин по добыче подземных вод.

В соответствии с методическими рекомендациями Росприроднадзора от 07.11.2018 № АА-04-03-36/23960 к объектам, деятельность на которых связана с пользованием участками недр и которая не указана в разделах I и II Критериев, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029, относятся объекты добычи подземных вод (в т.ч. артезианские скважины), объекты добычи общераспространенных полезных ископаемых и рекультивируемые карьеры. Учитывая, что на вышеперечисленных объектах осуществляется хозяйственная деятельность, не указанная в разделах I, II и IV Критериев, и не соответствующая уровням воздействия на окружающую среду, определенным в IV разделе Критериев, перечисленные объекты, деятельность на которых связана с пользованием участками недр, определяются как объекты III категории негативного воздействия на окружающую среду.

6. О внесении изменений в статью 65 Федерального закона «Об охране окружающей среды». Федеральным законом от 31.07.2020 № 298-ФЗ внесено изменение в Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», согласно которому при осуществлении юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем хозяйственной деятельности с использованием объектов НВОС, хотя бы один из которых подлежит федеральному государственному экологическому надзору, в отношении всех таких объектов и таких юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется только федеральный государственный экологический надзор. В соответствии с разъяснениями Росприроднадзора от 15.10.2020 № МК-02-02-32/34869, изменения, внесенные в статью 65 Закона № 7-ФЗ, не указаны в статье 69.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» как основания для актуализации сведений об объектах НВОС. Определение уровня поднадзорности объекта НВОС при подготовке заявки о постановке на учет осуществляется в соответствии с Критериями определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 № 903. При этом объекты, не соответствующие данным критериям, подлежат постановке на учет в региональных реестрах объектов НВОС.

Дополнительно информируем, что в настоящее время на Едином портале проектов НПА (https://regulation.gov.ru/Projects/List#npa=102063) размещен проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий», планируемый к принятию в 2021 году. В настоящее время проект НПА находится на этапе прохождения процедуры оценки регулирующего воздействия. После утверждения новых критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, министерством будет размещена соответствующая информация на официальном сайте в сети Интернет