Росреестр информирует
Начальник отдела регистрации земельных участков Управления Росреестра по Самарской области Павел Найдовский в ходе «прямой линии» рассказал о регистрации земли в порядке гаражной и дачной амнистии 2.0, а также дал практические советы жителям региона, которые планируют установить границы участка.
По амнистии сначала оформите землю
Напомним, дачная амнистия 2.0 вступила в силу 1 июля этого года, гаражная амнистия действует с сентября 2021 года. Законы позволяют оформить недвижимость в упрощенном порядке, с минимальным комплектом документов. Ранее такие объекты недвижимости узаконить можно было только в судебном порядке. Причем в суде признавалось право на объект недвижимости – дом или гараж – и только после этого можно было обратиться в орган местного самоуправления за предоставлением земельного участка под ним. Сейчас же оформление прав начинается с земли.
- Сначала гражданин обращается в орган местного самоуправления – напрямую или через МФЦ (в зависимости от того, как предусмотрено в данном муниципалитете) за предоставлением земельного участка, на котором расположен гараж, возведенный до 29 декабря 2004 года или жилой дом, построенный до 14 мая 1998 года. При положительном решении участок будет поставлен на кадастровый учет и предоставлен в собственность гражданина. После этого одновременно с регистрацией права собственности на предоставленный земельный участок регистрируется право собственности на индивидуальный гараж или жилой дом. При этом гаражная и дачная амнистия 2.0 позволяют оформить недвижимость даже если в настоящий момент градостроительным регламентом размещение таких объектов на данной территории не предусмотрено, и участок не соответствует установленным администрацией предельным размерам, - подчеркнул Павел Найдовский.
Установление границ земельных участков
В ходе «прямой линии» прозвучали также вопросы о процедуре уточнения местоположения границ земельных участков в соответствии с федеральным законом «О государственной регистрации прав».
Владельцу участка необходимо обратиться к кадастровому инженеру. Он подготовит межевой план, на основании которого в Единый государственный реестр недвижимости будут внесены сведения об уточнённых границах земельного участка. При этом эксперт рекомендовал проверить работу кадастрового инженера – посмотреть, включена ли в акт согласования границ информация о земельных участках соседей. По словам Павла Найдовского, кадастровые инженеры в актах часто пишут «земли», что означает «соседей нет».
- Если владелец земельного участка точно знает, что соседи у него есть, об этом обязательно надо сказать кадастровому инженеру и проконтролировать, чтобы он согласовал с ними границы. Если границы не будут согласованы с соседями, государственный кадастровый учет будет приостановлен, - предупреждает Найдовский.
Вместе с тем случается, что соседей действительно не удается найти. В этом случае согласование границ осуществляется кадастровым инженером по специальной процедуре, предусматривающей опубликование информации о согласовании границ в местной газете (например, если участок находится в Самаре, то информация должна быть опубликована в «Самарской газете»).
Уточненные границы владелец земельного участка сможет внести в кадастр недвижимости только если кадастровый инженер сделал свою работу качественно. В самарском Росреестре назвали еще несколько пунктов которые стоит проверить заказчику: правильно ли указан адрес объекта недвижимости (а если адреса нет – местоположение земельного участка), в рамках уточнения площади не произошло ли самовольное занятие смежного земельного участка (что недопустимо). Если в ходе кадастровых работ площадь земельного участка увеличилась, поинтересуйтесь у исполнителя кадастровых работ, соответствует ли это увеличение предельному минимальному размеру земельного участка, предусмотренного правилами землепользования и застройки, а если предельный минимум не установлен, посчитайте, не увеличился ли ваш участок более чем на 10%.
Начальник межмуниципального отдела по Борскому, Алексеевскому районам Управления Росреестра по Самарской области Александр Журавлев поздравил сотрудников МФЦ Алексеевского района с 10-летием со дня создания многофункционального центра оказания государственных и муниципальных услуг и пожелал плодотворной работы на благо жителей Алексеевского района и в целях развития территории.
Результатом совместной работы отдела Управления и районного МФЦ стало обеспечение стабильности в приеме и выдаче документов и удовлетворенность заявителей качеством оказываемых услуг.
Начальник отдела отметил, что с 29 июня этого года взаимодействие с многофункциональными центрами перешло в электронный формат в связи с чем особую значимость приобретает тема качества сканирования документов заявителей специалистами МФЦ. При этом важным остается вопрос комплектности документов.
Переход на электронный формат взаимодействия позволяет Росреестру проводить учетно-регистрационные действия в очень короткие сроки. Так, например, вся бытовая недвижимость сегодня регистрируется всего за два рабочих дня при наличии полного и качественного подготовленного комплекта документов, а также хорошего сканирования.
- Сегодня стоит задача, чтобы заявители получили услугу быстро, и чтобы для них изменения формата нашего взаимодействия с МФЦ прошли незаметно, - рассказал Александр Журавлев.
Право Шигонского района на земельный участок, на котором планируется разместить объекты физической культуры и спорта, зарегистрировано в максимально короткие сроки.
13 июля в 10:34 заявление в электронном виде поступило на государственную регистрацию права, а в 12:02 начальником межмуниципального отдела г. Октябрьска, Шигонского района Управления Росреестра по Самарской области Оксаной Ахмадулиной уже было принято положительное решение.
«Управление Росреестра по Самарской области принимает все необходимые меры по качественному и своевременному оформлению важных для региона и его жителей социальных объектов. Земельный участок в Шигонах является именно таким объектом, здесь планируется размещение физкультурно-оздоровительного комплекса», - отметила Оксана Ахмадулина.
Что изменилось для тех, кто берет ипотеку, обсуждалось на совещании представителей самарского Росреестра и Сбербанка.
Начальник отдела регистрации ипотеки Управления Росреестра по Самарской области Аделаида Гук напомнила, что 29 июня этого года вступили в силу новые правила: теперь на договорах, которые представляются на регистрацию в Росреестр, удостоверительные надписи (штампы о проведенной регистрации) не ставятся. В том числе это касается ипотеки.
«Заявители, которые подают документы на регистрацию ипотеки через банк, могут быть спокойны, когда увидят, что на договоре нет привычного штампа. Регистрационные действия теперь удостоверяются исключительно выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, которую заявителю по итогу регистрационных действий выдает банк», - поясняет Аделаида Гук.
Новые правила удостоверения сделок обусловлены переходом на безбумажный документооборот между МФЦ и Росреестром: в МФЦ заявители подают пакет документов на государственную регистрацию права и государственный кадастровый учет в бумажном виде, а в орган регистрации поступают только электронные образы заявления и документов.Это оптимизирует электронный оборот документов, сокращает материальные затраты и сроки предоставления услуг Росреестра.
Эксперт самарского Росреестра также отметила, что сегодня ипотека регистрируется всего за 24 часа, если заявление подано банком в электронном виде и при наличии полного и качественно подготовленного комплекта документов. По состоянию на первое июля 2022 года в таком оперативном режиме в Самарской области зарегистрировано 90% электронной ипотеки. Стоит отметить, что заявителями по такой ипотеке в основном являются физические лица, которые выбирают скорость и удобство электронной регистрации.
Как сообщают эксперты по работе с партнерами и ипотечного кредитования Самарского отделения Сбербанка, кредитная организация в свою очередь финансово мотивирует физических лиц на регистрацию электронной ипотеки: тем, кто подает документы в электронном виде, банк предоставляет дополнительную скидку к процентной ставке по ипотеке 0,3% на весь период действия кредитного договора.
Говоря об электронных услугах Росреестра, Аделаида Гук обозначила в том числе плюсы электронной закладной для заявителей: ее регистрация и погашение осуществляется без участия заявителя, в очень короткие сроки. Если же оформляется документарная закладная, заявителю предстоит несколько раз посетить офис МФЦ, а при погашении еще и ожидать, когда документ привезут из депозитария (иногда срок ожидания доходит до одного месяца).
На совещании также обсудили вопрос, который пока остается нерешенным – подача документов в электронном виде корпоративными клиентами банка. «В рамках совещания выработаны мероприятия, которые позволят выйти на целевые показатели по доле сделок в электронном виде со стороны корпоративных клиентов», - подчеркнули представители Самарского отделения Сбербанка.
Цифра:
57% ипотеки в Самарской области регистрируется в электронном виде.
90% электронной ипотеки в регионе регистрируется за 24 часа.