Новости района
Учителя-фронтовики – это особенная категория педагогов, дававших детям больше, чем математические формулы и правила грамматики. Они были живым воплощением героической истории, источником рассказов о войне. Они учили послевоенное поколение патриотизму, мужеству. Яркий пример из этого ряда – Нашиван Фёдор Михайлович.
Ф.М. Нашиван родился 31 августа 1924 года в Украинской ССР, Черниговской области, с. Костобобр. Рано остался без отца. Воспитанием юного Фёдора занималась мать и родная тётя. В школе учился успешно. Когда началась Великая Отечественная война, Фёдору Нашивану было 17 лет. На фронт он был призван в 1943 году. Начинал службу красноармейцем в должности наводчика станкового пулемёта 392 Стрелкового полка 78 Стрелковой Новозыбковской дивизии 48 Армии. Неоднократно был ранен. За мужество, проявленное в боях, награждён орденом Красной Звезды (за ликвидацию окружённой группировки противника в районе станции Ясень Минской области), медалью «За отвагу» (за уничтожение немецкой группировки под Бобруйском), орденом Отечественной войны I степени, орденом Боевого Красного Знамени, который ему вручили за последний бой. Он хорошо помнил этот день:
«Это было 5 октября 1944 г., когда по серии зелёных ракет – сиг-налу к атаке – огонь нашей артиллерии переносился вглубь обороны противника, и пока немцы в первой траншее не «очухались», нужно успеть добежать к ним. На этот раз я был вынужден поднять в атаку батальон, потому что больше половины солдат из пополнения были необстрелянные. Я успел первым добежать до немецкого пулемёта. Немцы не успели уста-новить пулемёт, так как были уби-ты выстрелами из моего автомата. Развернул немецкий пулемёт и застрочил вдоль их траншеи. А тут и наши солдаты вступили в рукопашную схватку. Оборона была прорвана. Населённый пункт – польское село Напюрки – был ос-вобождён, а я тяжело ранен… Мне тогда было 20 лет и 34 дня от роду. Полгода мотался по госпиталям… А на фронт я больше не попал…»
После войны Фёдор Михайлович закончил Нежинский учительский институт им. Н.В. Гоголя. Затем получил комсомольскую путёвку на строительство Куйбышевской ГЭС. Здесь, на волжской земле, начался его долгий педагогический путь. В 1954 году он начал работать учителем истории в с. Сухие Аврали. А уже в 1955 году его назначили директором Старобинарадской школы, где организовывается первое в стране школьное лесничество. За школой закрепили 240 гектаров леса! Был организован дендрарий. Успехи школы были столь впечатляющими, что писатель Валентин Мясников написал о школе книгу «Старобинарадские берендеи».
По инициативе Фёдора Михайловича в селе Старая Бинарадка воздвигнут памятник в честь воинов-земляков, не вернувшихся с полей сражений Великой Отечественной войны. Он многое сделал, будучи директором Старобинарадской школы. В школе появился радиоузел, была приобретена школьная электростанция. По инициативе учащихся и поддержке Фёдора Михайловича широко развивался туризм. Часто ходили в походы по родному краю, совершали поездки в Москву, Волгоград и другие города на деньги, заработанные самими же учащимися. В 1975 году Фёдор Михайлович за свою работу отмечен знаком «Отличник народного просвещения» и переведён на должность директора в Волжскую школу.
За профессиональное мастерство, великолепные организаторские способности, активную жизненную позицию, творческий подход к делу его ценили не только коллеги, но и жители посёлка.
Дети очень любили его уроки, так как он не пересказывал учебник, а рассказывал историю, которую пережил сам. Уроки проходили на одном дыхании. Со всеми ребятами находил он общий язык, и порядок и дисциплина в школе были идеальными. Несмотря на строгость, он очень любил ребятишек, и они отвечали ему взаимной любовью, ценили время, проведённое вместе с ним. Педагоги у него учились честности, порядочности, уважению к воспитаннику, самоотверженности в работе на педагогическом поприще.
Вместе с супругой Марией Максимовной, учителем математики, Фёдор Михайлович до выхода на пенсию добросовестно работал в Волжской школе, воспитывал своим примером не только родных детей, но и своих учеников.
Фёдора Михайловича Нашивана не стало 30 января 2005 года. Но память о нём не угасает, ярким пламенем добра и любви продолжает она гореть в сердцах его учеников. У многих из них есть дети, внуки, старость уже посеребрила их головы, однако до сих пор они с благодарностью вспоминают своего директора, мудрого наставника, учителя Нашивана Фёдора Михайловича, всю жизнь горячо любившего свою родину, разделившего с ней все самые трудные годы.
Когда говорят, что старшее поколение — это реальный пример для будущих поколений, то это не просто фигура речи.
Когда касаешься судеб фронтовиков, то понимаешь, что в бой они шли не только за себя.
Ценность журналистской профессии в том, что она помогает сохранять в истории судьбы лучших земляков, прошедших горнило Великой Отечественной войны. Увы, сегодня в Красноярском районе уже нет в живых участников боев и сражений, но есть память народная, которая запечатлела их подвиг на газетных страницах.
В преддверии славной даты — 80-летия со дня Победы в Великой Отечественной войне — «Красноярские новости» возвращаются к воспоминаниям о наших фронтовиках, которые навечно в строю «Бессмертного полка России».
В ноябре 1941 года в Красноярской МТС осталось 18 комбайнеров, а требовалось еще 36!
Не хватало более 200 трактористов!
Вся тяжесть забот военного времени легла на плечи стариков, женщин и детей.
Женщины района в один голос заявили, что заменят ушедших на фронт мужей:
55 женщин стали трактористками,
44 — помощниками комбайнеров…
На бизнес-конференции «ЗА-ЗАВОД», прошедшей в Самаре 25 марта, одной из ключевых тем стали вызовы, стоящие перед современными производственниками: высокие процентные ставки, дефицит кадров, необходимость локализации производства и поиска новых рынков сбыта. Первый заместитель Регионального центра компетенций (РЦК) в сфере производительности труда Самарской области, Елена Дубовова, представила доклад, посвященный внутренним резервам предприятий как главному инструменту повышения эффективности.
В своем выступлении «Процессный подход как основа повышения эффективности работы предприятий, ценность цифровизации и автоматизации» она обратила внимание на парадоксальную ситуацию: несмотря на активное внедрение современного оборудования, роботов и систем управления ресурсами (ERP и CRM), многие промышленные предприятия не достигают ожидаемого экономического эффекта.
«Замена станков на более производительные, конечно, важна, но она не всегда является панацеей, – подчеркнула эксперт. – Прежде чем инвестировать в дорогостоящие технологии, необходимо внимательно изучить внутренние процессы, выявить узкие места и оптимизировать их. Зачастую именно грамотная организация работы, а не только современное оборудование, становится определяющим фактором конкурентоспособности».
По словам Елены Дубововой, противостоять современным вызовам будет результативнее, если в первую очередь рассмотреть, какие ресурсы есть внутри самого предприятия. Процессный подход, когда деятельность компании рассматривается как совокупность взаимосвязанных процессов, позволяет выявить точки роста и найти возможности для повышения эффективности без значительных капиталовложений.
Докладчик также подчеркнула важность цифровизации и автоматизации, но предостерегла от слепого копирования чужого опыта. «Цифровые инструменты должны быть адаптированы под конкретные нужды предприятия и решать конкретные задачи, а не просто внедряться ради моды», – отметила она.
Выступление Елены Дубововой стало важным акцентом конференции: начинать необходимо не с покупки новых станков, а с детального анализа и оптимизации внутренних процессов. Бережливый подход позволит самарским предприятиям более эффективно использовать имеющиеся ресурсы и уверенно двигаться вперед, несмотря на сложные экономические условия.
Напомним, что РЦК является оператором федерального проекта «Производительность труда», который является частью нацпроекта «Эффективная и конкурентная экономика». Чтобы стать участником проекта, необходимо зарегистрироваться на ИТ-платформе «Производительность.рф».