21.01.2025 09:43

Церкви в честь Казанской иконы Божией Матери в Новом Буяне в 2025 году исполняется 230 лет

Прихожане – сердце храма. Недаром первое значение слова «церковь» – не религиозное сооружение, а собрание верующих. Без простых людей невозможно было бы представить возрождение Казанского прихода. И поверьте, люди в Новом Буяне необыкновенные. С одним из них мне повезло быть знакомой. Сергей Лопатин в храме с детских лет.
Алтарничать начал с 1996 года, когда ему было лет восемь. Церковь восстанавливали на его глазах и не без его участия. Реставрация храмовых икон, организация приходского музея – это всё он. Несмотря на занятость и удаленность (Сергей с семьей живет в Самаре, а в Новый Буян приезжает к родным), молодой человек просто горит идеями и при любой возможности претворяет их в жизнь.
«Я же всех помню, – рассказывает он, – кто у нас служил, кто ходил в храм, всех наших бабушек. Я в метрических книгах нашел всех своих предков. И мой сын – это уже восьмое колено. Все мои предки жили в Буяне, никто никуда не уезжал, и все были прихожанами этого храма, что еще больше мне душу греет, и я еще теплее к нему стал относиться».
Первой решили отреставрировать икону Воскресения Христова. Говорят, ее спасли из подземного храма. Икона сильно пострадала – низ был отпилен, и она распадалась на отдельные доски. Кроме того, ее писали необычным образом. Как правило, когда пишут икону, сначала изображают святого или события, а уже фон покрывают золотом. Здесь же почему-то поступили наоборот: сначала покрыли всё золотом и только потом начали расписывать. Из-за этого краска на иконе держалась очень плохо, начала отходить и осыпаться.
На восстановление ушло три года. Поменялся не один реставратор, но с Божьей помощью икону вернули к жизни. Средства собирали всем миром. Сергей говорит, что не раз наступал момент, когда казалось, что ничего не получится, деньги заканчиваются, художники отказываются работать. Но стоило обратиться к сельчанам за общей молитвой, как находились и спонсоры, и мастера. Закончили реставрацию в Страстную пятницу, и уже на праздник Пасхи икона Воскресения Христова была в храме.

05-НБ-6.jpg06-НБ-7.jpg07-Часовня на месте подземного храма.jpg

Не все старые иконы подлежали реставрации, и их могли разместить в храме, не всю оставшуюся с дореволюционных времен богослужебную утварь могли употреблять в алтаре. Какие-то вещи затерялись, а ведь каждая из них была ценна для верующих новобуянцев. И Сергею тоже очень хотелось их сохранить. Подошел к настоятелю с идеей организовать музей и получил благословение.
«Сначала мне выделили небольшое помещение, да и вещей было немного, — продолжает рассказ Сергей. — Своими силами сделали в нем ремонт, купили пару витрин. Поместили туда иконы, старинное напрестольное евангелие, два колокола с колокольни, вещи из подземной церкви, которые мы нашли с помощью металлоискателя. Однако со временем места стало не хватать, пришлось просить более просторное помещение. И оно нашлось в стенах воскресной школы. Ремонтирую ее потихоньку. В планах разбить садик во дворе, чтобы летом после экскурсии можно было под деревьями посидеть за чаем у самовара…»


Отцы
Храму в честь Казанской иконы Божией Матери в Новом Буяне везло на пастырей. Даже временно оказавшиеся здесь священники вносили добрую лепту в духовную жизнь прихода. Более десяти лет настоятельствовал здесь известный не только в нашей епархии протоиерей Иоанн Гончаров, которого по праву называли «самарским Златоустом». Образованнейший человек, замечательный проповедник, имевший настоящий дар слова. Каждая его проповедь проникала прямо в сердце. Он умел соединить Евангельское слово с сегодняшним днем, так что каждый раз оно оживало.
Он щедро делился с прихожанами своими знаниями, донося их простым, понятным каждому языком. Многие отмечают, что после его проповедей жизнь наполнялась высоким духовным смыслом и находились ответы на самые сложные вопросы.
После ухода батюшки Иоанна за штат, храм перешел под настоятельство епископу Отрадненскому и Похвистневскому Никифору, а ключарем храма назначен иерей Святослав Комлев.
Путь его к вере достаточно необычен. Родом он из Узбекистана, в Самару приехал с родителями еще ребенком. Лет в девять попросил его покрестить. Семья была далека от веры, были лишь куличи на Пасху. Но просьбу мальчика исполнили. Правда, на тот момент тем и ограничилось. А через год он решил прийти в храм только за тем, чтобы посмеяться над Богом, верующими и конкретно над сестрой одноклассника, которая посещала воскресную школу.
«Решил зайти и что-то громкое сказать, чтобы всех опозорить, — вспоминает священник. — Захожу в храм, а там батюшка стоит с чашей — был великий вход на литургии. И, кроме как кома в горле и слез, я больше ничего не словил. Вот так пришел посмеяться, а в итоге остался на всю жизнь. И Бог неожиданно для меня самого превратил в верующего человека. Я начал ходить в храм, вскоре стал петь на клиросе, откуда меня забрал настоятель в алтарь, где я до сих пор и пребываю…»

Родители не одобряли выбор сына, но он был настроен идти по своему пути. После школы мать не разрешила будущему пастырю поступать в семинарию, а без родительского благословения поступать в духовное заведение он не рискнул. Но, проучившись три года в светском вузе, он понял, что это точно не его призвание, забрал документы и пошел учиться в духовную семинарию. Окончил заочно, одновременно помогал маме, оставшейся к тому времени вдовой.
Так что, как говорит отец Святослав, времени на студенческие сумасбродства у него не было. На третьем курсе женился, сейчас у них с супругой подрастают двое деток.
Рукоположился в 2011 году, после чего два года прослужил в Покровском соборе, одновременно строя храм в Крутых Ключах и настоятельствуя там. А после разделения епархий попросился под начало владыки Никифора, которого знал еще со школьной скамьи. Служил сначала в Отрадном, а в 2015 году архиерей послал его в командировку в Новый Буян.
За десять лет своего пребывания в «командировке» батюшка Святослав стал родным для новобуянских прихожан.


 

Заглядовка. на загляденье
Два года назад красноярский благочинный отошел от дел, и его послушание возложили на отца Святослава. Так что фронт работ у священника расширился. Под его опекой теперь не один приход, а несколько.
Есть недалеко от Нового Буяна деревня Заглядовка. А примечательна она тем, что здесь испокон веков бьет источник. До революции он был освящен в честь святителя Николая, а в советское время среди местных, да и не только, был известен просто как «родничок». Рейсовые автобусы, следовавшие по области в Ульяновск и Казань, всегда сюда заезжали. Люди набирали воду, дышали свежим воздухом и ехали дальше. Да и сейчас возле источника даже в будний день останавливается по несколько машин. Отец Святослав и сам не раз, когда ездил к своему духовнику в Калиновку, выходил вместе со всеми. Пил ледяную, но сладкую родниковую воду, любовался окрестностями.
И теперь, когда он сам уже местный житель, возникла у него идея облагородить источник — поставить купели, сделать удобный забор воды. Но над территорией родника проходит линия электропередачи, поэтому делать именно здесь что-то глобальное нельзя.
И церкви выделили участок земли напротив источника, через дорогу. Место, кстати говоря, великолепное — за зарослями карагача течет река Кондурча, открываются прекрасные виды. И родилась у батюшки мечта — обустроить это местечко. Построить набережную с прогулочной зоной, сквер, поставить храм с детской школой искусств и перенести источник методом прокола. Четыре с половиной года заняло оформление земли. В этом году подняли проходившую через участок газовую трубу, чтобы можно было вести строительство. Конечно, средств не то что не хватает, их нет совсем, кроме собственных. Приходится искать спонсоров и каждую копейку.
«Хочется, чтобы это место приносило радость людям, — говорит отец Святослав. — Рядом рассыпано несколько сел, где есть молодежь, есть дети, которым негде заниматься, развивать свои таланты. Кого-то возят в Красный Яр, потому что больше некуда. А здесь красивейшее место, которое привлечет народ. Я прямо вижу, где будет стоять храм, а где детский центр, там мы поставим памятник святителю Николаю, а там появится набережная…»
Хочется верить, что идея батюшки воплотится в жизнь, и будет Заглядовка всем на загляденье. И даст Бог, мы напишем уже про Никольский храм на берегу Кондурчи.

21.01.2025 09:17

Церкви в честь Казанской иконы Божией Матери в Новом Буяне в 2025 году исполняется 230 лет

01-CzXoq8Eyxck.jpgПристань спасения
Каменная церковь в селе Новый Буян – единственное сохранившееся архитектурное сооружение XVIII века на волжском левобережье Самарской области. Храм с колокольней был построен в 1795 году на средства помещика С.Г. Мельгунова. Автор проекта и руководитель строительства неизвестны. Судя по архивным данным, храм как минимум дважды – в 1898 и 1910 годах – претерпел перестройки, связанные с расширением в западном направлении.
Строили в те времена на века. Среди старожилов ходит предание, что раствор для скрепления кирпичей замешивали на яйцах, которые собирали со всей округи. А песок брали из «угольных» (от слова «угол», то есть «край, окраина») ям на конце села Новый Буян. Полы выложены метлахской плиткой – настолько прочной, что она сохранилась до сих пор: не истерлась, и цвет не исчез. Да и стены на яичном растворе уцелели, несмотря на разруху в советское время.
А когда решили свалить колокольню, она дала такой отпор, что вошла в историю. В 1970-е годы власти вдруг сообщили, что церковь находится в аварийном состоянии и угрожает жизни и здоровью новобуянцев. Колокольня-то стоит как ни в чем не бывало, но туда сельские ребятишки лазают, не случилось бы чего. Вот и решили начать с нее. Пригнали трактор, накинули на колокольню металлический трос-удавку, затянули петли, оставалось только дернуть. Однако тракторист неожиданно выскочил из кабины и наотрез отказался выполнять поручение: «У меня бабка верующая, – говорит, – она мне задаст!»
Пришлось искать другого водителя. Рядом стоял инженер-механик, посмотрел он на всю эту суету и задумчиво изрек: «Скорее трактор развалится, чем колокольня рухнет». И как в воду глядел – развалился трактор надвое, трос лопнул, а удавка так и осталась висеть на целенькой колокольне.

Молитесь в храме, и не рухнет храм. Новобуянскую Казанскую церковь миновала участь большинства сельских храмов. После революции 1917 года его просто закрыли. Недолго там было зернохранилище, а потом храм простаивал, разрушаясь от времени и погоды. Там спали коровы, гулял ветер и лил сквозь дырявую крышу дождь. Но зато в нем не хранили удобрения, не устраивали скотный двор, не осквернили его, даже колокола сохранились до наших дней. Но недаром время называют страшной силой, чья власть сильнее всех. Оно и сталь сгрызет, и железо сгложет, и крепкий камень уничтожит. Выстояв перед людьми, каменная кладка спасовала перед временем. Храм медленно, но верно превращался в руины. Иконы, написанные в едином академическом стиле, с одинаковым орнаментом по краю, разошлись по домам верующих новобуянцев. Но часть храмовых святынь оказалась в подземном храме, который группа православных выкопала в ближайшем к селу лесу. Как им удалось вырыть просторную землянку на несколько помещений тайком от всех – неизвестно. Никто, включая лесника, не видел ни как ходили в лес, ни как и куда выносили землю, ни как маскировали воздуховоды пнями и носили иконы. Попасть в тайный храм можно было через большое дупло старого дерева. И ни одна живая душа, бродя по лесу, не заподозрила, что там, под ногами, большое помещение и идут службы. Десять лет служили литургию под землей.

02- НБ-3.jpg03-НБ-4.jpg04-НБ-5.jpg

 

Даже не все верующие сельчане знали об этом. Но кого-то из общины обидели, и этот кто-то донес на всех. Арестовали их как предателей Родины и уклонистов. Было как раз самое начало Великой Отечественной войны, а тут в землянке люди прячутся. Священнику отцу Иоанну дали больше всех – десять лет. Остальным – а это были в основном монахини из разогнанного Большерачейского монастыря – по пять лет. В наше время их всех реабилитировали. Посмертно. Сегодня в лесу, где когда-то была подземная церковь, стоит храм-часовня в честь преподобного Харитона Исповедника. Но вернемся к Казанской церкви. К началу 1990-х она представляла жуткое зрелище. Уцелели только стены, да и то не все, четыре колонны, свод и ставшая уже легендарной колокольня. Однако сохранившиеся части здания оставляли верующим надежду на возможность реставрации. К тому времени в селе уже действовал молельный дом. Прихожане, в основном бабушки-активистки, открыли счет и начали сбор средств. Большую помощь оказал священник Владимир Назаров, настоятель Христорождественского храма в Большой Царевщине – поселке Волжский. Батюшке было жалко смотреть, как разрушается старинная церковь. Начал с фундамента, когда еще не было собрано ни копейки. Неверующие сельчане посмеивались над ним, а верующие молились, участвовали в работах. Вместе со взрослыми в расчистке завалов помогали и школьники. И когда начали подниматься стены, в дело включился директор Новобуянского спиртзавода Петр Алексеевич Сиваков. Здание храма не реставрировали, поскольку степень разрушения была значительная. Сегодняшний новобуянский храм – это старые стены, обложенные кирпичом. Кое-где сохранилась прежняя кладка. Отстраивали по проекту самарского архитектора Александра Аксарина, а местный художник А. Ю. Киреев выполнил роспись стен и сводов.


 

Храмы оживают, где живы сердца.
Полностью Казанскую церковь восстановили только к 2001 году. В тот год, 3 ноября, после семидесятилетнего перерыва, над Новым Буяном снова поплыл колокольный звон. Внутри был возведен новый писаный иконостас.
Впрочем, службы начали проводить еще раньше. Первую Пасху служили в 1996 году. Храм был без иконостаса, внутри – только голые беленые стены и престол. Но, несмотря на внешнюю пустоту, души прихожан были наполнены настоящей радостью не только о Воскресшем Христе, но и об оживающем на глазах храме. Верующие бережно хранят теплые воспоминания об этой первой Пасхе. Служащий в то время священник Павел Суслов приготовил для всех большую корзину с крашеными яйцами и после службы обходил с ней храм – подходил к каждому прихожанину, поздравлял с праздником и дарил по яичку.

20.01.2025 09:14

01-IMG_20250110_125537_986.jpgВ Красноярском районе ни на один день не останавливается поддержка фронта. Примером могут служить мастерицы ЦОСП «Созвездие», которые в праздничные дни изготовили несколько маскировочных сетей и собрали гуманитарный груз для бойца с позывным «Пушкин».

Плетение сетей, вязание носков, изготовление окопных свечей и другие виды деятельности, связанные с оказанием помощи участникам специальной военной операции, остаются приоритетным направлением в работе районного отделения Союза пенсионеров России. Благодаря произведенным закупкам на средства администрации района, получен материал для изготовления зимнего варианта маскировочных сетей. Женщины-мастерицы села Красный Яр (ЦОСП «Созвездие»), пос. Восточный, пгт Новосемейкино и села Новый Буян продолжали и продолжают работать, зная острую потребность на передовой в маскировочных сетях.
«Я очень благодарна всем нашим активисткам, которые и в праздничные дни по зову души приходят в импровизированные мастерские, чтобы оказать помощь фронту. Скажу честно, это скрупулезный и напряженный труд! – делится эмоциями председатель районного отделения СПР Александра Викторовна Жидкова. – И очень здорово, что наш душевный порыв ценится нашими защитниками. А встречи с бойцами просто окрыляют нас! Так, на днях мы встретились с бойцом с позывным «Пушкин», который приехал в Красный Яр в краткосрочный отпуск. Активисты Центра общения старшего поколения «Созвездие» ждали его с нетерпением, рады его здравию и, конечно, после небольшого дружеского чаепития передали вместе с ним на фронт гуманитарный груз и шесть маскировочных сетей»!
Традиционное чаепитие, разговор о том, как живётся и служится ребятам в зоне СВО, о вере в Победу... А затем боец «Пушкин» погрузил коробки с гуманитарной помощью и маскировочными сетями и отбыл к месту службы. А мастерицы принялись за очередное изделие.
К слову сказать, общими усилиями мастерицы изготовили уже 177 сетей!
«Спасибо 2024 году, который нас сплотил. И пусть 2025 год станет победоносным!» – сказала в заключение разговора А.В. Жидкова.

20.01.2025 09:12

bxtAoYNC0F4.jpgНакануне 2025 года знаковый подарок в виде новых школьных автобусов получили сельские школы губернии, в том числе и ГБОУ СОШ с. Русская Селитьба.

Традиционно церемония передачи автобусов прошла на площади Славы г. Самара. В этот день в 48 сельских школ Самарской области передали 50 новых автобусов. Ключи от отечественных «ГАЗелей» и «ПАЗов» руководителям образовательных округов передал первый вице-губернатор – председатель Правительства Самарской области Михаил Андреевич Смирнов.
Четыре автобуса переданы в школы Северо-Западного округа. Счастливыми обладателями новой техники стали Русскоселитьбенская школа Красноярского района, Березовская, Краснопоселенская, Краснодомская школы Елховского района.
Как отметил директор ГБОУ СОШ с. Русская Селитьба Дмитрий Владимирович Осипов, новенькая 20-местная «ГАЗель» пришла на смену отработавшему свой срок предыдущему автобусу, а это значит, что выполняется главное правило – безопасность и комфорт школьных перевозок.
«Наша школа имеет одну особенность, которая выходит за привычные районные рамки: ведь подвоз учеников производится из сел Большая Чесноковка и Мордовская Селитьба Сергиевского района, которые географически удобны для школьных перевозок. Здесь нет ведомственных рамок. Доступность образования на первом месте! – прокомментировал ситуацию Д.В. Осипов. – Искренне признательны Правительству Самарской области за новую технику и стабильное участие в жизни сельских образовательных учреждений!»
По словам руководителя Северо-Западного управления министерства образования Самарской области Сергея Николаевича Русанова, в Красноярском районе школьные перевозки осуществляются по 58 утвержденным маршрутам «дом-школа-дом». Для подвоза 2487 обучающихся созданы условия, соответствующие современным требованиям безопасности. Отметим, что самыми крупными «центрами подвоза школьников» являются ГБОУ СОШ «ОЦ» имени Е.М. Зеленова пгт Новосемейкино – 607 детей, ГБОУ СОШ с. Красный Яр – 219 учеников, ГБОУ СОШ с. Екатериновка – 164 ученика.

Справка «КН»
В 2025 году обновление парка школьных автобусов продолжится. В регионе запланировано приобретение 52 отечественных машин.