В семейных отношениях из года в год возникает проблема «отцов и детей», родители сталкиваются с чем-то непонятным на первый взгляд в отношениях с собственным ребенком и иногда, если недостаточно жизненного опыта или уверенности, это столкновение приводит к конфликтам, порой кажущимся неразрешимыми.

Для того чтобы со стороны посмотреть на ситуацию, проговорить свои эмоции (а это иногда очень важно, ведь в голове взрослого могут быть установки «я должна быть сильной», «мужики не плачут», «я не могу злиться на своего ребенка», «а что скажут люди» и т.д.) существуют системы профилактики, важным звеном которых являются психологи. К психологам родители приходят с самыми разными вопросами: «почему мой ребенок не хочет учиться», «до подросткового возраста сын был послушным, а сейчас как с цепи сорвался, грубит, хамит», «как разобраться с детской ревностью», «мой ребенок всего боится», «ребенок попал в плохую компанию». Каждый из этих вопросов очень важен, ведь родитель сделал важный шаг к пониманию не только ситуации, но и самого себя в отношениях со своим ребенком.

Психолог направляет человека по потоку его мыслей и дает возможность человеку со стороны услышать свои слова и сделать неожиданные открытия, приводящие к коренному перелому в отношениях со своим ребенком. Зачастую именно негативные установки и страхи, сидящие в головах у родителей, приводят и ребенка, и отношения с ребенком к печальным последствиям.

Почему подросток стал «трудным», изображение №1
 

Первый шаг к изменению своих отношений с ребенком – это изменение отношения к себе, ведь ребенок чувствует, когда родитель неуверен, боится, и начинает поступать так, чтобы получить максимальную выгоду из этой неуверенности. Подростковые бунты, демонстративное и временами агрессивное поведение, неуважение к взрослым, попадание в переделки и плохие компании - это не только одни из крайних проявлений подросткового кризиса, это еще и безмолвный крик ребенка, ему трудно быть рядом со взрослым, который занят работой, алкоголем, желанием доказать свою значимость достижениями своего ребенка, выяснением отношений с другими членами семьи, где в этом списке ребенок не понимает своего места, и есть ли в этом списке ему место вообще.

Уверенный в себе родитель дает ребенку четкое понимание, где он в этой системе координат, что ребенка всегда поддержат и направят, иногда что-то не позволяя, а иногда балуя. Разбираясь в себе, мы дарим возможность расти нашим детям рядом с уверенным взрослым, быть тем примером, которому хочется подражать и стать еще лучше.

Елена КОЗЛОВА.
Социальный педагог.