01-П.И. Тюрин слева.JPGПавел Иванович Тюрин родился в 1926 году в селе Ягодное Тростянского сельсовета. Когда началась война, Павлу было всего 15 лет.

Как и все мальчишки, он очень хотел попасть на фронт – бить ненавистных фашистов, мстить за брата Петра, погибшего в 1942 году. Он обивал пороги Красноярского военкомата, хотя путь до него был неблизким. Наконец, в ноябре 1943-го, отец отвез его на лошади в Куйбышевский военкомат. Парнишка мечтал о боевых подвигах, но сначала была снайперская школа, потом – авиадесантные войска.
…Завтра на фронт. Спалось плохо. Рано утром всех на машинах отправили на вокзал. Павел попал на Третий Украинский фронт. После приезда на всех десантников надели погоны пехотинцев — для конспирации. Парашютистам это было не по душе, но приказ есть приказ.
Начался отсчет тяжелым военным верстам. Армия день за днем шла вперед. Освобождали Венгрию, форсировали Дунай — это был ад... В Австрии, где тяжелые бои шли за каждую пядь земли, и от взвода в живых осталось только двое, с Павлом Ивановичем произошел такой случай. Ему выпала нелегкая задача — доставить ящик с бронебойными снарядами к действующему орудию. Немцы засели в лощине и стреляли так, что невозможно было поднять головы. А задание выполнять надо. Сначала Павел нес ящик в руках, держа перед собой: деревья скрывали его передвижение. Но вот началась открытая местность. До цели оставалось каких-то шесть метров. Взвалив ящик на спину, он пополз по-пластунски. О, какие это были длинные метры. Еще чуть-чуть... И вдруг в ящике что-то зашипело. Стало не по себе. Что делать? «Вот сейчас рванет, и я погиб», — подумал Павел. Но шипение как-то быстро прекратилось, он благополучно добрался и выполнил приказ. Когда заряжающий вскрыл ящик, то обнаружил, что два снаряда были прострелены, но, к счастью, не взорвались, а только издали «змеиный» звук.
В апреле 45-го Павла тяжело ранило в спину, ногу, контузило. Честно сказать, думал, что не выживет, но молодой организм брал свое, и вскоре гвардии старший сержант Тюрин пошел на поправку. В один из дней, лежа в палате после процедур, солдаты услышали какой-то шум, плач, беготню. «Неужели снова враг?» — подумали раненые. И вдруг влетает медсестра, вся в слезах, а сама от счастья сияет: «Вы еще ничего не знаете, а ведь Победа, Победа!» Что тут началось! Все, кто мог, повскакивали с коек, начали обниматься, плакали, не стесняясь.

Война завершилась. Но домой Павел Иванович, как и многие другие, возвратился гораздо позже — в 1950-м. Сейчас он живет в Хилково со своей женой Тамарой Ивановной. Дети уже взрослые, есть внуки, которые очень любят своего боевого дедушку.
Да, война окончилась давно, ее отделяют от нас шесть десятилетий. Но Павлу Ивановичу она постоянно напоминает о себе осколками, которые накрепко засели в его теле, да всплывающими в памяти картинами, которые не забыть вовек.