Булкин
Одна из улиц города Самары носит имя нашего земляка, уроженца села Шилан Ивана Булкина.
Семья Булкиных переехала из села Шилан Красноярского района в областной центр, когда сын Ваня окончил школу. В семнадцать лет он уже стоял у станка на заводе имени Масленникова. Но Иван был не из тех, кому достаточно обычных рабочих обязанностей. Он учился в техникуме, как тогда говорили, «без отрыва от производства». Прошел путь от слесаря до помощника начальника цеха. Был активным общественником – но не из тех, которые своей жаждой деятельности вызывают у работяг только усмешку. Его уважали настолько, что впоследствии заводчане единодушно поддержали идею присвоения Ивану Булкину звания Героя Советского Союза. Но не будем забегать вперед.
К концу 1930-х Иван Гурьянович заведовал отделом в Куйбышевском горкоме комсомола, был секретарем комитета ВЛКСМ в своем цехе. Увлеченно занимался самодеятельностью – кружок цеха №3 завода имени Масленникова стал победителем городского смотра. И писал стихи. Они были о том, что действительно волновало человека той эпохи: о труде, станках, Днепрогэсе, о Родине, долге гражданина и солдата. Стихотворения Ивана Булкина печатались в главной областной газете «Волжская коммуна», профсоюзных и комсомольских изданиях. И пусть по форме они не всегда были совершенны, в них чувствовалась искренность человека, чьими «университетами» был завод, рабочий коллектив.
В июле 1941 года Иван Булкин уходит на фронт добровольцем. Почему столь разные люди – весельчак и любитель песен под гитару Фадеев, красавица Санфирова, рабочий-поэт Булкин – так стремились на передовую? 22 июня 1941 года над страной нависла страшная угроза, которая объединила всех ради одной цели: любой ценой, даже ценой собственной жизни остановить ненавистного врага. Пришла пора вместо гитар и перьевых ручек браться за оружие.
Поэт Булкин, как и герои-летчики, каждый день рисковал жизнью. Водил бойцов в атаки, однажды под пулями вынес с поля боя тяжело раненного командира полка. Не раз стоял против превосходящих сил противника – в сентябре 1942-го его отряд остановил 30 фашистских танков. А в дни январского наступления 1943 года лично захватил две немецкие машины. И при этом – продолжал писать стихи, которые вдохновляли боевых товарищей. Вслед за Маяковским он имел полное право сказать: «Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо».
Последним подвигом Ивана Булкина стало спасение Ставрополя. 19 января 1943 года перед отступлением фашистские варвары начали поджигать город. Им помешал отряд из 25 добровольцев, во главе которых встал Иван Булкин. Его отряд неожиданно напал на поджигателей и гнал их до центра города. Там возле Дома Красной Армии Иван Гурьянович был ранен. После перевязки он снова бросился в бой…
Когда Ставрополь был освобожден, командир полка Селиверстов доложил, что отряд Булкина уничтожил 150 немецких солдат, подбил танк и бронемашину, 58 автомобилей. А главное – отвлек врага, позволив основным силам Красной Армии занять город с минимальными потерями. Когда наши тело Ивана Булкина, в кармане гимнастерки обнаружили его последнее стихотворение.

Документы для присвоения Ивану Булкину звания Героя Советского Союза были подготовлены уже тогда, в 1943-м. Но шли тяжелые бои, многие командиры, в том числе комполка Селиверстов, погибли. И документы затерялись в архиве. Лишь через пятнадцать лет после войны куйбышевский друг Ивана Булкина Николай Евстропов снова поднял этот вопрос. Ходатайство поддержал коллектив цеха №3 и партком завода имени Масленникова. А вот было ли оно удовлетворено, до конца неясно – в официальных списках Героев Советского Союза Ивана Булкина нет и сейчас. Может, пора исправить эту историческую несправедливость?
Имя Ивана Гурьяновича Булкина носила бывшая улица Озерная, на которой он жил в Куйбышеве до войны. Когда район был перестроен, имя поэта и героя получила другая улица – в Советском районе города.

Ты пишешь мне: «Придется ли нам снова
Где-либо повстречаться и когда,
Услышим ли из уст друг друга слово,
Что нас с тобой скрестило навсегда?»

Ты пишешь мне: «Придется ли нам снова
В глаза друг другу радостно смотреть?
Пусть будет все в наш грозный век суровый,
Но только не мучительная смерть».

Я думаю: все может с нами статься.
Быть может, нам придется в грозный час
На поле боя навсегда остаться,
Но даже это не разлучит нас.

Пусть будет все: свинцовых ос укусы
И боль от них, любимая Элен.
Пусть будет страх, но только лишь не трусость,
Пусть будет смерть, но лишь не плен.

Иван Булкин, «Ответное письмо». 1943 г.

По материалам https://sova.info/