Точка роста По сложившейся традиции в преддверии нового учебного года о предстоящих новациях в сфере образования. Сегодня о  трендах развития учебного процесса рассказывает исполняющий обязанности руководителя Северо-Западного  управления министерства образования и науки Самарской области Сергей Николаевич Русанов.

  

 - Сергей Николаевич, каждый учебный год имеет свои особенности. Что ожидается в 2021-2022 году?

 - Наступающий учебный год будет особенным, в то числе в связи с проведением основного этапа исследования 15-летних  школьников в формекомпьютерного тестирования по международной системе PISA, которое пройдет в апреле-мае 2022  года.

 Основной вопрос, на который ответит предстоящее исследование: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста  навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?» Согласно PISA функциональная грамотность включает читательскую, математическую, финансовую и естественно-научную грамотности, креативное мышление и глобальные навыки. Думается, что наши школьники подтвердят как свои знания, так и умение их применять в жизни.

Чтобы плавно пройти это испытание будет проводиться большая организационная работа, которая начнется с региональной и окружной педагогических конференций 27 августа этого года. Также в ходе работы конференций будет рассмотрен широкий спектр вопросов и задач, которые ставятся перед системой образования, где во главу угла ставятся задачи качества организации образования и формирования функциональной грамотности обучающихся.

- Насколько в этом помогают районному образованию современные информационные технологии?

- Безусловно, 21 век можно назвать веком цифровым. И огромную роль в технологическом оснащении школ дает реализация национальных проектов «Образование» и «Демография», инициированные Президентом РФ В.В. Путиным. Благодаря этому сельские школьники приобретают такой уровень знаний, что им можно конкурировать со сверстниками из городских школ. Новые технологии способствуют развитию детской одарённости. Как итог, мы готовим ребят к полноценному входу во взрослую жизнь с необходимым набором компетенций. И они не потеряются в дальнейшем в обществе.

Приведу несколько фактов: к концу 2021 года охват школ Красноярского района поставками современного высокотехнологического оборудования составит 57 % (11 школ района), на котором в школах будут заниматься 80% детей.

- Где в новом учебном году «прорастут» «Точки роста»?

- Совместными усилиями министерства образования и науки Самарской области и администрации муниципального района Красноярский в 2021 году создан мини-технопарк в ГБОУ СОШ с. Русская Селитьба, подготовлены к открытию 3 центра образования естественнонаучной и технологической направленностей «Точка роста» в ГБОУ СОШ пос. Коммунарский, Конезавод, с. Хилково, где акцент будет сделан на оснащение кабинетов физики, химии, биологии и реализацию соответствующих направления программ. От педагогического сообщества хотелось бы поблагодарить главу района М.В. Белоусова за пристальное внимание к сфере образования, в частности, за проведение ремонтов этих школ и закупку соответствующей мебели.

- «Растут» ли учителя сами вместе с проектами?

- На примере центров «Точка роста»мини-технопарков можно четко проследить, насколько вырос профессиональный уровень педагогов, у которых школьникам есть чему поучиться. Ведь современное оборудование - это не «дорогие игрушки», а реальные инструменты для профессиональной ориентации. Ведь на рынке труда очень большой спрос на молодых людей с такими навыками. Соответственно это требует постоянного повышения квалификации работников образования.

Также важно, что имеющиеся ресурсы будут использоваться и соседними школами в рамках сетевого взаимодействия, которое все более активно используется в сфере образования. Так, по данным мониторинга ежемесячно используют инфраструктуру раннее открытых (2019 и 2020 гг.) центров «Точка роста» для дистанционного образования обучающихся 57 учителей.

- Какие опасности несет в себе цифровое пространство?

-В цифровом обществе есть и новые опасности и вызовы. В школах по инициативе губернатора Самарской области Д.И. Азарова с 2019 года успешно реализуется курс «Цифровая гигиена», направленный на обеспечение условий для профилактики негативных тенденций в информационной культуре населения, повышение защищенности детей от информационных рисков и угроз, формирование навыков своевременного распознавания онлайн-рисков, а также на сокращение цифрового разрыва между поколениями.

- В последнее время профессии учителя возвращается главное: авторитет и престиж. Влияет ли это на приток молотых кадров?

- Это важнейшее социальное достижение последних лет. Ведь стабильность системы закладывается не только лучшими традициями, но и притоком молодых специалистов. В системе образования муниципального района Красноярский среди педагогических работников доля молодых специалистов составляет 24,3% (по Северо-Западному округу в общеобразовательных организациях в возрасте до 35 лет – 20,6%, среди педагогов дошкольного образования - 19,2%, среди педагогов дополнительного образования детей - 21,1%).

В 2021 году в образовательные учреждения Красноярского района приступят к работе 13 молодых специалистов, из которых 5 человек получат меры социальной поддержки из регионального бюджета в качестве молодых специалистов, обучавшихся по целевому направлению.

- Когда начинается работа по «созданию» будущего учителя?

- Привлечение в школу молодых педагогов начинается не с работы комиссий по распределению выпускников ВУЗов, а с работы в школах в рамках профессионального самоопределения ребят старших классов.

В новом учебном году особое внимание будет уделено реализации проекта предпрофессионального образования «Педагогический класс», который инициирован министерством просвещения РФ. Уже на этом этапе мы смотрим способности ребят, их умение и настойчивость добиваться поставленной цели, взгляд на осознанность выбора профессии в педагогической и иных социальных сферах деятельности.

Для закрепления специалистов не менее важно сопровождение профессионального становления специалиста через эффективную систему наставничества.

И этот момент символично показывает преемственность процесса обучения: оно не заканчивается ни на один день, школа учит и одновременно учится все педагогическое сообщество. Поэтому День знаний – это не просто праздник начала учебного года, это очередной этап движения в мире познания!

Записал Виктор ШЕВЦОВ.

По информации СЗУ МОиН СО:

В Красноярском районе действуют:

18 школ и 3 филиала, реализующих общеобразовательные программы, с количеством 6261 обучающегося (прогноз на 1.09.2021);

В структуре общеобразовательных организаций:

33 структурных подразделения и филиала дошкольного образования с количеством воспитанников 2498 детей;

5 структурных подразделений, реализующих программы дополнительного образования;

1 учреждение коррекционного образования (ГБОУ СО «Школа–интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с. Старый Буян»).

Также работают:

1 учреждение профессионального образования ГБ ПОУ СО Красноярский государственный техникум с количеством 203 студентов;

1 учреждение - ГБУ ДПО СО «Красноярский ресурсный центр»,

1 учреждение - ГБУ ЦППМСП "Доверие".

1371 человек занят в системе образования (из них педагогических работников 716 человек).