И звучит здесь Божье слово...
- Подробности
- 21.01.2025 09:17
Церкви в честь Казанской иконы Божией Матери в Новом Буяне в 2025 году исполняется 230 лет
Пристань спасения
Каменная церковь в селе Новый Буян – единственное сохранившееся архитектурное сооружение XVIII века на волжском левобережье Самарской области. Храм с колокольней был построен в 1795 году на средства помещика С.Г. Мельгунова. Автор проекта и руководитель строительства неизвестны. Судя по архивным данным, храм как минимум дважды – в 1898 и 1910 годах – претерпел перестройки, связанные с расширением в западном направлении.
Строили в те времена на века. Среди старожилов ходит предание, что раствор для скрепления кирпичей замешивали на яйцах, которые собирали со всей округи. А песок брали из «угольных» (от слова «угол», то есть «край, окраина») ям на конце села Новый Буян. Полы выложены метлахской плиткой – настолько прочной, что она сохранилась до сих пор: не истерлась, и цвет не исчез. Да и стены на яичном растворе уцелели, несмотря на разруху в советское время.
А когда решили свалить колокольню, она дала такой отпор, что вошла в историю. В 1970-е годы власти вдруг сообщили, что церковь находится в аварийном состоянии и угрожает жизни и здоровью новобуянцев. Колокольня-то стоит как ни в чем не бывало, но туда сельские ребятишки лазают, не случилось бы чего. Вот и решили начать с нее. Пригнали трактор, накинули на колокольню металлический трос-удавку, затянули петли, оставалось только дернуть. Однако тракторист неожиданно выскочил из кабины и наотрез отказался выполнять поручение: «У меня бабка верующая, – говорит, – она мне задаст!»
Пришлось искать другого водителя. Рядом стоял инженер-механик, посмотрел он на всю эту суету и задумчиво изрек: «Скорее трактор развалится, чем колокольня рухнет». И как в воду глядел – развалился трактор надвое, трос лопнул, а удавка так и осталась висеть на целенькой колокольне.
Молитесь в храме, и не рухнет храм. Новобуянскую Казанскую церковь миновала участь большинства сельских храмов. После революции 1917 года его просто закрыли. Недолго там было зернохранилище, а потом храм простаивал, разрушаясь от времени и погоды. Там спали коровы, гулял ветер и лил сквозь дырявую крышу дождь. Но зато в нем не хранили удобрения, не устраивали скотный двор, не осквернили его, даже колокола сохранились до наших дней. Но недаром время называют страшной силой, чья власть сильнее всех. Оно и сталь сгрызет, и железо сгложет, и крепкий камень уничтожит. Выстояв перед людьми, каменная кладка спасовала перед временем. Храм медленно, но верно превращался в руины. Иконы, написанные в едином академическом стиле, с одинаковым орнаментом по краю, разошлись по домам верующих новобуянцев. Но часть храмовых святынь оказалась в подземном храме, который группа православных выкопала в ближайшем к селу лесу. Как им удалось вырыть просторную землянку на несколько помещений тайком от всех – неизвестно. Никто, включая лесника, не видел ни как ходили в лес, ни как и куда выносили землю, ни как маскировали воздуховоды пнями и носили иконы. Попасть в тайный храм можно было через большое дупло старого дерева. И ни одна живая душа, бродя по лесу, не заподозрила, что там, под ногами, большое помещение и идут службы. Десять лет служили литургию под землей.
Даже не все верующие сельчане знали об этом. Но кого-то из общины обидели, и этот кто-то донес на всех. Арестовали их как предателей Родины и уклонистов. Было как раз самое начало Великой Отечественной войны, а тут в землянке люди прячутся. Священнику отцу Иоанну дали больше всех – десять лет. Остальным – а это были в основном монахини из разогнанного Большерачейского монастыря – по пять лет. В наше время их всех реабилитировали. Посмертно. Сегодня в лесу, где когда-то была подземная церковь, стоит храм-часовня в честь преподобного Харитона Исповедника. Но вернемся к Казанской церкви. К началу 1990-х она представляла жуткое зрелище. Уцелели только стены, да и то не все, четыре колонны, свод и ставшая уже легендарной колокольня. Однако сохранившиеся части здания оставляли верующим надежду на возможность реставрации. К тому времени в селе уже действовал молельный дом. Прихожане, в основном бабушки-активистки, открыли счет и начали сбор средств. Большую помощь оказал священник Владимир Назаров, настоятель Христорождественского храма в Большой Царевщине – поселке Волжский. Батюшке было жалко смотреть, как разрушается старинная церковь. Начал с фундамента, когда еще не было собрано ни копейки. Неверующие сельчане посмеивались над ним, а верующие молились, участвовали в работах. Вместе со взрослыми в расчистке завалов помогали и школьники. И когда начали подниматься стены, в дело включился директор Новобуянского спиртзавода Петр Алексеевич Сиваков. Здание храма не реставрировали, поскольку степень разрушения была значительная. Сегодняшний новобуянский храм – это старые стены, обложенные кирпичом. Кое-где сохранилась прежняя кладка. Отстраивали по проекту самарского архитектора Александра Аксарина, а местный художник А. Ю. Киреев выполнил роспись стен и сводов.
Храмы оживают, где живы сердца.
Полностью Казанскую церковь восстановили только к 2001 году. В тот год, 3 ноября, после семидесятилетнего перерыва, над Новым Буяном снова поплыл колокольный звон. Внутри был возведен новый писаный иконостас.
Впрочем, службы начали проводить еще раньше. Первую Пасху служили в 1996 году. Храм был без иконостаса, внутри – только голые беленые стены и престол. Но, несмотря на внешнюю пустоту, души прихожан были наполнены настоящей радостью не только о Воскресшем Христе, но и об оживающем на глазах храме. Верующие бережно хранят теплые воспоминания об этой первой Пасхе. Служащий в то время священник Павел Суслов приготовил для всех большую корзину с крашеными яйцами и после службы обходил с ней храм – подходил к каждому прихожанину, поздравлял с праздником и дарил по яичку.