мальцев copyКогда мы планировали встречу с участниками войны, проживающими в селе Чапаево, рассчитывали, что их будет трое. Но в школу, где собрались представители администрации Красноярской волости, редакции, староста села и педагоги, пришел только один — Иван Андреевич Мальцев. По складу характера человек жизнерадостный, можно даже сказать, игривый, о событиях военного лихолетья рассказывал бойко, хотя мы-то прекрасно понимали, что смерть ходила за ним по пятам.

Родился Иван Андреевич в селе Карабаевка Сергиевского района. Родители были колхозниками, и его детство прошло в трудах праведных. Ему было 16, когда началась война. Мужчин каждый день провожали на фронт, а они, подростки, занимали их рабочие места. Иван трудился на лобогрейке, пахал колхозные поля, ездил на лошадях в Красный Яр за маслом для тракторов.
В январе 43-го его призвали в армию. Сначала попал в Забайкалье, где новобранцев обучали военному делу. Прежде чем оказаться на фронте, Иван Андреевич побывал на родине Льва Толстого, о чем рассказывал с гордостью. В Ясной Поляне солдат встречала бабушка с ведерком студеной воды — точь-в-точь как во времена великого писателя. Тишина кругом, что было таким контрастом с событиями, которые последовали дальше.
Ему только исполнилось 18, а сердце уже начало принимать первые «порции» боли и страданий. Подъехав к Днепру, услышали стоны и крики раненых, которых на пароме перевозили с другой стороны реки, где шли бои. Иван Андреевич был связистом на передовой линии. Случалось всякое. Однажды началась артподготовка, а у него порвали телефонный кабель. Пришлось исправлять поломку, пробираясь под пулями и снарядами. Мальцев был в числе тех, кто брал Киев, за что имеет орден Славы III степени.
Осенью 43-го его ранило в ногу. Разорвавшийся снаряд многим раздал свои страшные «подарки». Одного из офицеров так и не довезли до санбата — скончался в дороге. А Иван Андреевич до сих пор «хранит» под коленом осколок. Военный хирург операцию делать отсоветовал — сказал, что можно задеть нерв и тогда будет еще хуже. В госпитале «Пуща Водица», расположенном на западной стороне Киева, наш герой провалялся три месяца, а дальше — Четвертый Гвардейский Ордена Ленина, Ордена Суворова, Ордена Кутузова, Ордена Красного Знамени артиллерийский противотанковый полк. И снова — огневая позиция, а Иван Андреевич — радист.
В очередной раз, находясь на связи, передал свои позывные, и вдруг — ответ на ломаном языке. Смекитив, что это немец-перехватчик, тут же отключился. И тем не менее их засекли. Враг начал обстрел, но обошлось без жертв. В Польше с Иваном Андреевичем приключилась самая обыкновенная для военного времени история: из полка переправлял секретные документы в штаб армии и угодил прямо под вражеские пули. Но любая такая «обыкновенная» история могла поставить крест на человеческой жизни. Здесь же, в Польше, на окраине деревни стоял пустующий дом. Туда и пробрались ребята с рацией. Вскоре их запеленговали, и пришлось спешно сниматься с позиции. А вечером командир отдает приказ: вторая бригада оставила там пушку, нужно ее забрать. Пробрались к дому глубокой ночью. И вдруг слышат немецкую речь. Да и сами не молчали. А тут замерли, смотрят друг на друга, но огонь никто не открывает, не зная сил противника. Так и разошлись в разные стороны. Вернулись целехоньки и пушку привезли.
О победе Мальцев услышал по рации. Это было в Чехословакии. И тут Иван Андреевич выдает: «Представляете, как кстати оказалась цистерна с вином, стоящая на улице. Некоторые возле нее так и уснули, но солдатам такую дегустацию простили — ведь отмечали великое событие!»
Интересно рассказывал ветеран о встрече со своей будущей женой: «Вернулся я домой в 47-м. Пошел в гости в соседнее село, захожу в избу и вижу: на табуретке стоит девушка и выкладывает печку-голландку. Ноги стройные! Поднимаю взгляд выше, а девушка и сама красавица. Снимаю ее с табуретки, спрашиваю, как зовут, и говорю: «А выходи за меня замуж, Аннушка».
Седьмого июля будет 50 лет их совместной жизни, которую они прожили душа в душу.
Анна — ветеран труда и тоже много повидала на своем веку. У Мальцевых трое сыновей, шестеро внуков, четыре правнука.
Пусть и дальше в их семье царит мир.