Защита леса в зеркале закона
Леса в нашей стране — один из важнейших возобновляемых природных ресурсов, составляют более четверти мировых запасов древесной биомассы и выполняют важнейшие средообразующие и средозащитные функции.
Лесохозяйственная деятельность на протяжении веков составляла основу экономического уклада многих народов и народностей, населяющих современную Россию. В связи с этим вопросы, связанные с использованием лесов, в том числе, гражданами, пребывания в лесу для отдыха, заготовки и сбора ягод и грибов, издавна становились предметом особо тщательного нормативно-правового регулирования.
В ч. 1 ст. 11 Лесного кодекса РФ (далее – ЛК РФ) установлено, что граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов.
Следует отметить, что указанное право граждан не является абсолютным.
Так, пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения пожарной и санитарной безопасности в лесах, безопасности граждан при выполнении различных работ в лесу. Более того, граждане обязаны соблюдать правила пожарной и санитарной безопасности в лесах, правила лесовосстановления и правила ухода за лесами.
В ч. 3 ст. 11 ЛК РФ установлен запрет для граждан осуществлять заготовку и сбор грибов и дикорастущих растений, виды которых занесены в Красную книгу РФ, красные книги субъектов РФ, а также грибов и дикорастущих растений, которые признаются наркотическими средствами.
Часть 4 ст. 11 ЛК РФ предусматривает возможность введения запрета или ограничения пребывания граждан в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, иных землях, доступ граждан на которые запрещен или ограничен в соответствии с федеральными законами.
Пребывание граждан в лесах в целях охоты регулируется лесным законодательством и законодательством в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (ч. 7 ст. 11 ЛК РФ).
В ч. 8 ст. 11 ЛК РФ содержится норма, устанавливающая некоторые гарантии обеспечения общедоступности лесов. По общему правилу лица, которым предоставлены лесные участки, не вправе препятствовать доступу граждан на эти лесные участки, а также осуществлению заготовки и сбору находящихся на них пищевых и недревесных лесных ресурсов. Однако в отдельных случаях, предусмотренных ЛК РФ, предоставленные гражданам и юридическим лицам лесные участки, могут быть огорожены.
Законодательство в лесной сфере предоставляет возможность участия активных граждан, наряду с государственными органами, участвовать в борьбе с незаконными рубками, лесными пожарами и другими нарушениями в лесной сфере. Изменения в 2016 году в федеральный закон «Об охране окружающей среды» позволяют сформировать институт общественных инспекторов.
Вопросы повышения гражданской активности, в том числе в лесной сфере, приобретают особую значимость в свете объявления Президентом Российской Федерации 2018 год в России годом добровольца (волонтера).
Надзор за исполнением законодательства о лесопользовании, пожарной безопасности в лесах является одним из приоритетных направлений деятельности Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры.
В 2017 году Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой проводилась последовательная работа по укреплению экологического правопорядка и защите конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду. Выявлено 1,7 тыс. нарушений законов в сфере исполнения лесного законодательства, с целью устранения которых внесено свыше 1000 актов прокурорского реагирования. По мерам прокурорского реагирования к дисциплинарной и административной ответственности привлечено 513 лиц, возбуждено 61 уголовное дело.
Работа на данном направлении продолжается.