Скажем «нет» общественной опасности
Экстремизм, терроризм, радикализм, нацизм, … Слова нас пугают, но, к сожалению, все явления существуют и могут стать реальной
угрозой. Для успешного противостояния необходимо знать и понимать их преступную сущность.
На вопросы по данной теме отвечает исполняющий обязанности прокурора Красноярского района Самарской области Рашит НУРИЗЯНОВ:
«Во всех ли случаях использование нацистской символики является наказуемым деянием»?
- Не во всех. Действующая редакция части 1 статьи 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях РФ предусматривает ответственность за пропаганду либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами.
До 12 марта текущего года любое публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, даже без целей пропаганды, являлось поводом для возбуждения дела об административном правонарушении. Федеральным законом от 01.03.2020 № 31-ФЗ, вступившим в законную силу 12 марта 2020 года, в вышеуказанную статью Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях внесены изменения, в частности, добавлено примечание, согласно которому положения статьи 20.3
КоАП РФ не распространяются на случаи использования нацистской атрибутики или символики при которых формируется негативное отношение к идеологии нацизма и экстремизма и отсутствуют признаки пропаганды или оправдания нацистской и экстремистской идеологии.
Таким образом, использование нацистской символики допустимо исключительно в целях формирования негативного отношения
к этому явлению. При намерении использовать нацистскую символику предлагаем Вам тщательно удостовериться в верном понимании аудиторией Ваших благих целей.
В чем разница между преступлением, предусмотренным ст. 282 УК РФ и правонарушением, предусмотренном ст. 20.29 КоАП РФ?
- Вопрос о том, является ли массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, преступлением, предусмотренным статьей 282 УК РФ, или административным правонарушением (статья 20.29
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), должен разрешаться в зависимости от направленности умысла лица, распространяющего указанные материалы.
В случае, когда лицо распространяет экстремистские материалы, включенные в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, с целью возбудить ненависть либо вражду, а также унизить достоинство человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, содеянное
им должно повлечь уголовную ответственность по статье 282 УК РФ.
Преступление, предусмотренное ст. 282 УК РФ осуществляется только с прямым умыслом и с целью возбудить ненависть либо
вражду, а также унизить достоинство человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе.
Не является преступлением, предусмотренным статьей 282 УК РФ, высказывание суждений и умозаключений, использующих факты межнациональных, межконфессиональных или иных социальных отношений в научных или политических дискуссиях и текстах и не преследующих цели возбудить ненависть либо вражду, а равно унизить достоинство человека либо группы лиц по признакам пола, расы,
национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе.
- Кто относится к категории лиц, участвующих в борьбе с терроризмом, подлежащих правовой и социальной защите?
- В соответствии с ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» к указанным лицам
относятся:
1) военнослужащие, сотрудники и специалисты федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов,
осуществляющих борьбу с терроризмом;
2) лица, содействующие на постоянной или временной основе федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим
борьбу с терроризмом, в выявлении, предупреждении, пресечении, раскрытии и расследовании террористических актов и минимизации их последствий;
3) сотрудники Следственного комитета Российской Федерации, принимающие участие в выездах на места происшествия и документальном закреплении следов совершенных преступлений на территориях (перечне объектов), в пределах которых (на которых) введен правовой режим контртеррористической операции;
4) члены их семей лиц, если необходимость в обеспечении их защиты вызвана участием указанных лиц в борьбе с терроризмом.
Каковы меры социальной защиты указанных лиц?
Согласно ст. 21 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» к ним относятся:
1) в случае гибели лица, принимавшего участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, членам семьи погибшего и лицам, находившимся на его иждивении, выплачивается единовременное пособие в размере шестисот тысяч рублей, а также гарантируется сохранение очереди на получение жилья, компенсаций по оплате жилья и жилищно-коммунальных услуг, если имелось право на получение
таких компенсаций. Нетрудоспособным членам семьи погибшего и лицам, находившимся на его иждивении, назначается пенсия
по случаю потери кормильца.
2) в случае, если лицо, принимавшее участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, получило увечье, повлекшее за собой наступление инвалидности, этому лицу за счет средств федерального бюджета выплачивается единовременное пособие в размере трехсот тысяч рублей и назначается пенсия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3) случае, если лицо, принимавшее участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, получило ранение, не повлекшее за собой наступления инвалидности, этому лицу выплачивается единовременное пособие в размере ста тысяч рублей.
4) в случае, если имущество лица, принимавшего участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, утрачено или повреждено, это лицо имеет право на возмещение его стоимости в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Стоит отметить, что ранее возможности на получение указанных мер социальной поддержки были ограничены, так как при одновременном возникновении в соответствии с законодательством Российской Федерации нескольких оснований для указанных единовременных выплат выплата осуществлялась по одному основанию по выбору получателя.
В связи с изменениями действующего законодательства, внесенными Федеральным законом от 18.03.2020 N 54-ФЗ, вышеуказан-
ные единовременные пособия выплачиваются независимо от других единовременных пособий и компенсаций, установленных законодательством Российской Федерации.
«Я являюсь бывшим военнослужащим, принимал участие в мероприятиях по борьбе с терроризмом, положены ли
мне какие-либо пособия и выплаты от государства?
- Да, перечень видов государственной поддержки для лиц, принимавших участие в мероприятиях по борьбе с терроризмом, установлен частями 2-4 статьи 21 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», которая закрепляет право таких лиц на получение следующих единовременных пособий:
в размере 100 000 рублей вследствие получения ранения, не повлекшего за собой наступление инвалидности;
в размере 300 000 рублей и пенсии в случае получения увечья, повлекшего за собой наступление инвалидности;
в размере 600 000 руб. в случае гибели лица, принимавшего участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом.
При этом важно отметить, что Федеральным законом от 18.03.2020 № 54-ФЗ внесены изменения в статью 21 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».
Принятым законом, с учетом позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в постановлении от 29.03.2019 № 16-П, скорректировано положение, согласно которому ранее при одновременном возникновении нескольких оснований выплата осуществлялась лишь по одному основанию по выбору получателя.
Теперь единовременные пособия, предусмотренные частями 2 - 4 статьи 21 закона о противодействии терроризму, должны
выплачиваться независимо от других единовременных пособий и компенсаций, установленных законодательством Российской
Федерации. Федеральный закон вступил в силу 18.03.2020. Получить соответствующую выплату можно обратившись в орган государственной власти, в котором лицо проходило службу на момент наступления предусмотренных законом оснований (МВД России, Росгвардия, ФСБ России, Министерство обороны Российской Федерации и т.д.), либо путем заполнения электронного заявления на портале
Госуслуг в сети Интернет (www.gosuslugi.ru).
18.06.2020