Храм во имя Рождества Христова - памятник архитектуры, 1833, пгт Волжский
У подножия Царева Кургана находится Христорождественская церковь. В 2013 году она отметила 180 -летний юбилей. Это один из главных шедевров архитектуры классицизма Самарской губернии. Волжский храм очень напоминает своих каменных ровесников на Неве. Его строительство велось одновременно с Исаакиевским собором в Санкт-Петербурге.
История храма загадочна и тесно переплетается с историей самой местности. Возможно, что он был построен помещицей Дашковой, которая была владелицей тех мест. Есть предположение, что храм воздвигнут по тайному распоряжению Императора Александра I. В 1824 году он побывал в этих краях, поднимался на курган.
Много унижений и равнодушия за свой век повидал этот красивейший величественный храм. В былые времена за Волгой заканчивалась Российская Империя. Преступников высылали сюда, подальше от мирных граждан и здесь на гуляй-поле жил вольный бесшабашный люд. Долгие годы необычайная своим благолепием местность служила пристанищем разбойников. Они облюбовали курган, с которого раньше прекрасно обозревалась вся округа. Сделали холм смотровой площадкой и грабили проплывающие мимо суда. Говорят, что Петр Первый, разгневанный этими разбоями, издал Указ снести с лица земли Царевщину. Но война со шведами помешала его планам.
Итак, коренному населению, в венах которых бурлила, через чур буйная кровь, миролюбивые законы христианства были чужды. Они храм Божий обходили стороной. Местным священникам всегда было очень трудно гасить преступные страсти на селе, призывая к любви и согласию.
Осталась одинока в своих страданиях Христорождественская церковь и когда грянул жестокий семнадцатый. Царевщинцы равнодушно отнеслись к поруганию местного храма – «Нет храма, и не надо!». Холодность в селе проявили и к судьбе своего батюшки – отца Константина. В 1918 году большевики забрали его прямо во время Богослужения, увезли на берег реки «Кинель» и расстреляли. В 2001 году священномученик Константин Сухов, причислен к лику святых и сегодня его икона в храме одна из самых почитаемых.
В 1969 году по инициативе Московских ученых начнется реставрация храма. Но продлится она недолго. Поговаривают, что это было лишь формальностью, прикрывающей поиски клада.
И лишь спустя 20 лет начнется возрождение храма и вместе с ним морального облика сельчан. Селу будет милость Божия с приходом Владимира Назарова, по мирской профессии художника-реставратора, который станет настоятелем Христорождественского храма. «Окна разбиты, полы из толстенных плит разворочены, стоят дыбом, сверху слой жуткой грязи и мусора, кругом нецензурные надписи, на крыше уже прорастают деревья. Ни света, ни газа, ни воды, ни отопления» – в таком состоянии предстала многострадальная церковь перед ним. На дворе стояла зима. Затянули окна целлофаном в два слоя, нашли «буржуйку» на солярке и при температуре + 1 градус начали ее реконструкцию. И уже весной, на Пасху отец Владимир провел свое первое Богослужение в возрожденном храме.
Первыми прихожанами восстановленной церкви стали переселенцы из Буяна, Бинарадки и других окрестных сел. Окаменелость душ коренного населения неустанными стараниями и молитвами отца Владимира рушилась долгие годы. И сегодня благодаря местной церкви и ее батюшке в поселке Волжском восстановилось духовно-нравственное благополучие.
В юбилейном для Христорождественской церкви, 2013 году, отца Владимира не стало. В настоящее время настоятелем храма является сын Владимира Назарова – отец Михаил. Он продолжает дело всей жизни своего отца, заботясь о прихожанах и столь много повидавшей церкви.
В Царевщине отбывал ссылку и похоронен в 1847 году у алтаря церкви декабрист Алексей Васильевич Веденяпин. Очень образованный человек. Служил управляющим у Дашковых. Храм в разное время в ходе своих самарских визитов посетили два Патриарха: осенью 1999 года Святейший Патриарх Алексий II, а в октябре 2008 года Митрополит Кирилл — ныне Патриарх Московский и всея Руси. В память о посещении Патриархом Алексием Вторым храма Большой Царевщины остался бесценный дар Святейшего — Владимирская икона Божией Матери. Народная молва сообщает, что Патриарху поднесли воды со святого источника, которая ему очень понравилась.
В храме также сегодня находится список, сделанный в Раковском женском монастыре с чудотворной иконы «Взыскание погибших», той самой, что приплыла по Волге и теперь хранится в «Покровском соборе». В свое время владыка Иоанн поручал эту икону отреставрировать художнику — Владимиру Назарову и когда тот стал служить в Царевщине, Иоанн отдал ее в местный храм. Неоднократно икона приходила на помощь молящимся, являя чудеса исцеления и избавления от различных житейских бед и укрепляя веру прихожан, которых с каждым годом становится все больше.