к 290-летию села Красный Яр.
- Подробности
- 28.05.2022 14:48
КРАСНЫЙ ЯР – ЭТО НАША ИСТОРИЯ И БИОГРАФИЯ.
(Продолжение воспоминаний красноярца Ваганова А.И. о его жизни в Красном Яре в 50х-70х годах прошлого века.)
В 1979 году меня направили в органы внутренних дел на должность заместителя начальника Красноярского РОВД. К сожалению, к тому времени в районном отделе милиции сложилась нездоровая моральная атмосфера: ряд сотрудников злоупотреблял спиртным, другие не были чисты на руку и превышали служебные полномочия, третьи просто халатно относились к служебным обязанностям.
Так что меня направили в районный отдел в первую очередь для исправления сложившейся ситуации. Через месяц в Красный Яр был направлен и новый начальник РОВД майор Разинкин Вячеслав Степанович – настоящий профессионал и требовательный руководитель.
А оперативная обстановка в районе была сложной: ночами обворовывались магазины, совершались разбои и убийства, а на огромном дачном массиве Новосемейкино каждую весну обнаруживалось несколько трупов с признаками насильственной смерти.
Около двух лет напряжённого труда нового руководства дали положительные результаты: мы уволили из органов тех, кто компрометировал звание сотрудника милиции, окрепла дисциплина, сплотился дружный коллектив, а наш районный отдел был признан одним из лучших в области.
За шесть лет работы в райотделе мне лично лишь два раза приходилось участвовать в опасных для жизни операциях по задержанию преступников. Как-то я был ответственным от руководства по райотделу. Поздно вечером к дежурному позвонил участковый инспектор по Коммунарскому сельскому совету А.Г.Соков и взволнованным голосом сообщил, что в селе Калиновка пьяный мужчина из ружья во дворе своего дома пытался застрелить свою жену, затем скрылся в доме. Соков предпринял попытку войти в дом и задержать преступника, но был встречен ружейным огнём.
Возглавив опергруппу, мы выехали в Калиновку. Дом стоял отдельно от других домов, из-за чего вся местность вокруг него хорошо просматривалась. К тому же сияла полная луна, из-за чего мы потратили много усилий, чтобы незаметно приблизиться к дому.
К сожалению, у нас на всю группу был лишь один бронежилет (их тогда ещё мало производилось), что существенно увеличивало риск для всего состава опергруппы. Резко ворвавшись в комнату, мы ожидали встречного выстрела пьяного хозяина дома, но выстрела не последовало.
В этот момент мы увидели спокойно спящего на кровати владельца ружья, обхватившего ствол. Он просто уснул. При осмотре комнаты, в косяке входной двери было обнаружено глубокое отверстие, наполненное дробью. Это был след выстрела, когда участковый Соков пытался проникнуть в комнату, где находился стрелявший.
А предварительное расследование показало совершенно непредвиденный результат: оказалось, что пьяный охотник стрелял во дворе не в жену, а по воробьям, причём делал это неосторожно, из-за чего один из выстрелов оказался опасным для супруги стрелка. И в доме он стрелял не в участкового инспектора, а в сидевшую на стене муху, причём выстрел прозвучал в тот момент, когда в комнату входил участковый инспектор. В итоге внешне очень серьёзный инцидент окончился для пьяного владельца ружья административным арестом и изъятием оружия.
В качестве очень интересного примера можно привести событие, происшедшее на турбазах пос.Волжский летом примерно 1980 года. В дежурную часть РОВД из областного управления внутренних дел поступило сообщение, что на турбазах пос.Волжского происходят массовые беспорядки.
Я в тот день был ответственным от руководства по районному отделу и не мог поверить данной информации: ведь в те годы (а это было начало 80-х годов прошлого века) массовые беспорядки возникали не чаще, чем в 8-10 лет на весь Советский Союз!
Я срочно связался с дежурным по областному УВД, который не только подтвердил данную информацию, но также сообщил, что руководство областного управления уже выехало на место происшествия. Я немедленно объявил сбор личного состава РОВД по тревоге, из пожарной части вызвали специальный водомётный автомобиль, в оружейной комнате взяли два автомата и 20 сотрудников выехали в пос.Волжский.
При подъезде к турбазе был слышен грохот боя: крики множества людей, треск ломающейся древесины. В драке участвовало более полутора сотен человек, у большинства из них в руках либо штакетник, либо лаги от сломанного забора.
Недалеко от дерущихся стояли представители УВД – начальник управления уголовного розыска полковник А.Я.Урюпин и начальник следственного управления УВД полковник В.А.Краснов я доложил им о прибытии усиленной оперативной группы райотдела, они в ответ – где начальник? А майор Разинкин В.С. был как раз в командировке. Я сказал, что усиленная опергруппа и водомётный автомобиль в их распоряжении для подавления беспорядков, но в ответ услышал: товарищ заместитель начальника Красноярского РОВД, это ваша территория, поэтому действуйте согласно плана, пришлось действовать.
Сотрудники цепочкой выстроились у границ дерущихся, а пожарный автомобиль направил мощную струю воды в центр толпы. Но это не подействовало, вполне возможно из-за того, что прохладная вода была приятной для разгорячённых дерущихся. Пришлось дать команду произвести очередями выстрелы вверх из автоматов.
И здесь произошло буквально чудо: крики и грохот мгновенно прекратились и примерно через 25-30 секунд на месте массового побоища не осталось ни одного человека. Мы не ожидали такого поворота событий и даже растерялись. Нам казалось, что на земле должны лежать десятки раненых и даже убитых, но не было ни тех, ни других.
Печальным зрелищем были турбазы: под корень сломаны все деревянные заборы, до основания разобрана на орудия сражения деревянная столовая и ещё несколько сооружений (турбаза была летняя, поэтому построена была из сосновых досок).
Начали предварительное следствие. Согласно действующего на тот момент уголовного кодекса массовые беспорядки – это их организация, проявляющаяся в подстрекательстве и руководстве действиями толпы в целях насилия, погромов, поджогов, применения огнестрельного оружия или взрывных устройств, а также оказания вооружённого сопротивления представителям власти.
Сотрудниками были опрошены многие десятки свидетелей, в том числе те, кто создали конфликтную ситуацию. Оказалось, что почти на пустом месте повздорили двое мужчин, отдыхающих на разных турбазах, разделённых лишь общим забором. Спор перешёл в потасовку, к которой стали присоединяться другие отдыхающие. Через несколько минут участниками массовой драки стали фактически все мужчины и даже многие женщины этих турбаз. Оказалось, что квалифицировать данное событие как массовые беспорядки было совершенно неверно.
К тому же уже ночью на турбазы приехали руководители двух крупных предприятий г.Куйбышева, которые убедительно просили не предавать данному событию серьёзного значения и заверили, что к вечеру обе турбазы будут восстановлены. Такое поведение руководителей было понятным: ведь отдыхающими, а значит и участниками массовой драки были работники этих предприятий.
Действительно, уже утром на турбазы приехали ремонтные бригады со стройматериалами, и к вечеру обе турбазы выглядели как новенькие. Некоторые даже шутили, что и на других турбазах надо устроить погром, чтобы их тоже обновили.
Руководители заводов выдали следствию справки о том, что ущерба предприятиям не причинено, серьёзных телесных повреждений ни у кого не было, поэтому в возбуждении уголовного дела было отказано, зачинщики конфликта были привлечены к административной ответственности за мелкое хулиганство.
За время моей службы в Красноярском РОВД были буквально и анекдотические ситуации. После смерти Л.И.Брежнева в стране стали предприниматься попытки демократизации общества. В связи с этим было признано целесообразным, чтобы на руководителей предприятий, учреждений и организаций были подготовлены объективные характеристики с обязательным перечислением их недостатков. Эти характеристики должны были утверждены на собраниях трудовых коллективов, а затем рассмотрены на бюро райкома КПСС.
Я объяснил это жёсткое обязательное требование об указании в характеристике на недостатки характеризуемых начальнику РОВД Карпову И.К., который должен был подготовить характеристику на меня, а я начал готовить характеристику на него. Мне удалось в подготовленной мною характеристике описать три недостатка Ивана Егоровича, что далось мне с большим трудом. Но когда Иван Егорович показал мне подготовленную им характеристику, в ней оказались лишь хвалебные качества и достоинства Ваганова.
Я заявил, что так нельзя, поскольку на бюро РК КПСС такую восхитительную характеристику разнесут в пух и прах, поэтому потребовал характеристику переделать, обязательно описав в ней хотя бы три моих недостатка.
Прошло два дня, характеристики уже было необходимо утверждать на собрании коллектива РОВД, а И.Е.Карпов так и не описал мои недостатки. Мне даже пришлось с ним поэтому поводу поругаться.
На собрании сотрудники единогласно утвердили подготовленную мною характеристику с перечислением недостатков начальника РОВД Карпова И.Е. Но прежде чем зачитать и начать обсуждение моей характеристики я буквально взмолился, обратившись к сотрудникам с просьбой включить в характеристику мои недостатки, поскольку И.Е.Карпов не указал их.
Но в ходе обсуждения сотрудники стали заявлять, почему они искусственно должны вносить в характеристику недостатки которых нет. Я возразил, заявив, что даже у гениальных людей, есть недостатки, а я к ним не отношусь и стал предлагать, какие недостатки в мою характеристику следует внести. Но сотрудники стояли на своём. В конце – концов я даже спросил: вы хотите, чтобы меня на бюро райкома обвинили в отсутствии личной скромности? Но всё было напрасно, и характеристика была утверждена без недостатков.
На бюро райкома КПСС первой была рассмотрена характеристика на И.Е.Карпова, и меня даже похвалили, что я подготовил объективную характеристику.
Но когда была зачитана моя характеристика в кабинете, где проходило заседание установилась тягостная тишина. Эту тишину нарушил голос первого секретаря райкома партии Шевякова В.С.: Александр Иванович, Вы считаете, что у Вас нет недостатков. Я ответил, что недостатки есть, и я просил и умолял Ивана Егоровича указать их, но он несмотря на мои требования характеристику не переработал.
Я сообщил также, что на собрании коллектива просил включить недостатки в характеристику и даже перечислял их, но коллектив не согласился с этим. Я попросил В.С.Шевякова, чтоб об этом рассказал Иван Егорович: Виктор Степанович выслушал ответ Карпова подтвердившего просьбы Ваганова перечислить в характеристике его недостатки, а также то, что коллектив райотдела с ним не согласился, поскольку недостатков, отрицательно влияющих на его служебную деятельность, сотрудники не выявили.
Виктор Степанович немного подумал и произнёс: Александр Иванович, это Вы так запугали свой коллектив, что они бояться против Вас слово сказать. И продолжил, «А ведь недостаток у Вас есть – Вы не всегда доводите дело до конца. Помните, я был у Вас в РОВД посмотрел гараж и обнаружил там беспорядок. Александр Иванович, Вы пообещали мне, что теперь в гараже будет полный порядок. Через месяц я вновь заглянул в гараж, а там вновь беспорядок. Так что дополним в характеристику А.И.Ваганова, что он не всегда доводит дело до конца, а также в постановлении бюро укажем ему на недостаточное развитие демократии в коллективе РОВД».
Что касается беспорядка в гараже РОВД, то следует иметь ввиду, что в райотделе был очень изношенный автотранспорт и в первое посещение В.С.Шевяковым гаража, там на ремонте стояло 3 полуразобранных автомобиля, поэтому и наблюдался беспорядок. А вот второе обнаружение беспорядка в гараже – это просто закон подлости.
За день до этого ко мне в кабинет зашёл милиционер – водитель автозака и сказал, что необходимо срочно ремонтировать автомобиль, на что уйдёт 2 дня. На другой день два милиционера разобрали автозак, разложив детали по всему гаражу, а под вечер гараж посетил В.С.Шевяков, вновь обнаружив в нём беспорядок. Кстати, Виктор Степанович никогда не придирался беспричинно, просто он обоснованно считал, что в отделе внутренних дел во всём должен быть порядок.
А затем, в 1985 году меня направили на службу в другой район, работал в Красноармейске, Чапаевске, Сызрани и в Самаре, в 1993 году в звании подполковника милиции ушёл в отставку. Вернуться на Родину в Красный Яр удалось лишь в 2009 году.
За последние годы Красный Яр очень сильно похорошел: чистые улицы, множество привлекательных индивидуальных домов, неузнаваемо, солидно по-городскому отделан центр села, красивый стадион и детские дворовые площадки.
Наше село стало одним из самых благоустроенных и привлекательных райцентров Самарской области и заслуга в этом в первую очередь главы поселения Бушова Алексея Геннадьевича и коллектива его администрации.
Это очень хороший знак, что Красный Яр, как наша история и биография, успешно движутся вперёд.