Обязанность по постановке на государственный учет объектов НВОС юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную деятельность на указанных объектах, определена статьей 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ). В соответствии со статьей 69 указанного Федерального закона государственный учет объектов НВОС осуществляется в форме ведения государственного реестра, представляющего собой государственную информационную систему. Постановка объектов НВОС на учет осуществляется по заявительному принципу.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 № 572 «Об утверждении Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду» государственный реестр состоит из: а) федерального государственного реестра; б) региональных государственных реестров. Федеральный государственный реестр содержит сведения об объектах, подлежащих в соответствии со статьей 65 Федерального закона «Об охране окружающей среды» федеральному государственному экологическому надзору. Региональные государственные реестры содержат сведения об объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору.

Ведение федерального государственного реестра осуществляется территориальными органами Росприроднадзора по месту нахождения объектов. Ведение региональных государственных реестров осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту нахождения объектов.

При этом исполнение функций по информационно-методическому обеспечению ведения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации региональных государственных реестров возложено на Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор).

Во исполнение указанных функций Росприроднадзором разработаны методические документы, а также методические письма, разъясняющие ряд вопросов, которые возникают у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при постановке на государственный учет.

1. О порядке постановки объекта НВОС на учет.

Приказом Росприроднадзора от 24.11.2016 № 756 утвержден порядок постановки объектов НВОС на государственный учет, в соответствии с которым рассмотрение заявок о постановке на учет (актуализации данных, снятия объекта с учета) осуществляется в информационной системе учета объектов НВОС. Заявка на включение объекта в реестр (актуализацию данных, снятия объекта с учета) формируется заявителем с использованием Личного кабинета природопользователя Росприроднадзора (https://lk.fsrpn.ru/), затем выгружается в информационную систему. Получатель заявки – орган исполнительной власти федерального (Межрегиональное управление Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям) или регионального (министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области) уровня в зависимости от уровня экологического надзора. В случае отсутствия цифровой подписи заявитель должен также распечатать указанную заявку и направить её с сопроводительным письмом в территориальный орган Росприроднадзора или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (по

месту нахождения объекта НВОС) почтой или подать лично. Датой приема заявки считается дата представления в Росприроднадзор или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (по месту нахождения объекта НВОС) заявки с сопроводительным письмом. Свидетельство о постановке на государственный учет объекта НВОС (актуализации данных, снятии объекта с учета) направляется в Личный кабинет природопользователя в электронном виде, в бумажном виде свидетельство не формируется и заявителю не направляется.

2. Какие объекты не подлежат постановке на государственный учет. В соответствии с разъяснениями Росприроднадзора от 11.01.2019 № АА-06-02-31/370, если на объекте образуются отходы производства и потребления, но при этом отсутствуют иные виды негативного воздействия на окружающую среду, указанные в критериях, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 №1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий», такой объект не подлежит постановке на учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (не включается в государственный реестр объектов, заявка о постановке на учет не подается).

3. Об определении категории объекта, на котором имеется газовый котел (котельная).

В соответствии с Критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденными постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029, объект относится к IV категории в случае отсутствия в составе выбросов веществ I и II классов опасности. Классы опасности загрязняющих веществ установлены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.12.2017 № 165 (ред. от 31.05.2018) «Об утверждении гигиенических нормативов ГН 2.1.6.3492-17 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений», в том числе для бенз/а/пирена установлен I класс опасности. Данное загрязняющее вещество образуется при сгорании углеводородного жидкого, твердого и газообразного топлива, таким образом, в случае эксплуатации юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем отопительного котла минимальной мощности, несмотря на отсутствие на объекте иных источников выбросов и сбросов, данный объект соответствует III категории объекта НВОС. Правомерность данного положения подтверждена судебной практикой, в частности, решением Арбитражного суда Курганской области от 29.10.2018 по делу № А34-800/2018, определением Верховного суда Российской Федерации от 28.06.2019 № 309-ЭС19-9432. Необходимо отметить, что основными исходными данными при заполнении заявки о постановке объекта НВОС на учет являются данные инвентаризации выбросов, выполненной в соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 07.08.2018 № 352.

4. О постановке на учет открытых стоянок автомобильного транспорта. В соответствии с Федеральным законом от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» стационарный источник — источник выброса, который может быть перемещен посредством передвижного источника. Открытые стоянки автотранспорта (источником выбросов является двигатель автотранспортного средства) не соответствуют указанным критериям и не могут рассматриваться в качестве стационарного источника выбросов. Данную позицию подтверждают разъяснения Минприроды России от 18.09.2015 № 12-44/22962, от 22.08.2017 № ОД-03-01-32/18476. В настоящее время в заявке на постановку на государственный учет объектов НВОС не

предусмотрено указание сведений о выбросах от передвижных источников (транспорта). Таким образом, открытые стоянки автомобильного транспорта не рассматриваются в качестве источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при постановке объекта НВОС на государственный учет.

5. О постановке на учет скважин по добыче подземных вод.

В соответствии с методическими рекомендациями Росприроднадзора от 07.11.2018 № АА-04-03-36/23960 к объектам, деятельность на которых связана с пользованием участками недр и которая не указана в разделах I и II Критериев, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029, относятся объекты добычи подземных вод (в т.ч. артезианские скважины), объекты добычи общераспространенных полезных ископаемых и рекультивируемые карьеры. Учитывая, что на вышеперечисленных объектах осуществляется хозяйственная деятельность, не указанная в разделах I, II и IV Критериев, и не соответствующая уровням воздействия на окружающую среду, определенным в IV разделе Критериев, перечисленные объекты, деятельность на которых связана с пользованием участками недр, определяются как объекты III категории негативного воздействия на окружающую среду.

6. О внесении изменений в статью 65 Федерального закона «Об охране окружающей среды». Федеральным законом от 31.07.2020 № 298-ФЗ внесено изменение в Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», согласно которому при осуществлении юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем хозяйственной деятельности с использованием объектов НВОС, хотя бы один из которых подлежит федеральному государственному экологическому надзору, в отношении всех таких объектов и таких юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется только федеральный государственный экологический надзор. В соответствии с разъяснениями Росприроднадзора от 15.10.2020 № МК-02-02-32/34869, изменения, внесенные в статью 65 Закона № 7-ФЗ, не указаны в статье 69.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» как основания для актуализации сведений об объектах НВОС. Определение уровня поднадзорности объекта НВОС при подготовке заявки о постановке на учет осуществляется в соответствии с Критериями определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 № 903. При этом объекты, не соответствующие данным критериям, подлежат постановке на учет в региональных реестрах объектов НВОС.

Дополнительно информируем, что в настоящее время на Едином портале проектов НПА (https://regulation.gov.ru/Projects/List#npa=102063) размещен проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий», планируемый к принятию в 2021 году. В настоящее время проект НПА находится на этапе прохождения процедуры оценки регулирующего воздействия. После утверждения новых критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, министерством будет размещена соответствующая информация на официальном сайте в сети Интернет