Административная ответственность за нарушения законодательства о выборах
Административные правонарушения в сфере избирательных прав граждан закреплены в особенной части КоАП РФ в главе № 5 «Административные правонарушения, посягающие на права граждан» и предусматривают 32 состава, к числу часто выявляемых к которым относятся:
— нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума (ст. 5.1);
— нарушение порядка представления сведений об избирателях, участниках референдума (ст. 5.4);
— нарушение прав члена избирательной комиссии, комиссии референдума, наблюдателя, иностранного (международного) наблюдателя, доверенного лица или уполномоченного представителя кандидата, избирательного объединения, члена или уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума либо представителя средства массовой информации (ст. 5.6);
— проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума вне агитационного периода и в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах (ст. 5.10);
— проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, которым участие в ее проведении запрещено федеральным законом (ст. 5.11);
— изготовление, распространение или размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах и референдумах (ст. 5.12);
— умышленное уничтожение или повреждение агитационного материала либо информационного материала, относящегося к выборам, референдуму (ст. 5.14);
— подкуп избирателей, участников референдума либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах (ст. 5.16);
— незаконное использование денежных средств при финансировании избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума (ст. 5.18);
— использование незаконной материальной поддержки при финансировании избирательной кампании, кампании референдума (ст. 5.19);
— незаконное финансирование избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, кампании референдума, оказание запрещенной законом материальной поддержки, связанные с проведением выборов, референдума выполнение работ, оказание услуг, реализация товаров бесплатно или по необоснованно заниженным (завышенным) расценкам (ст. 5.20);
— несвоевременное перечисление средств избирательным комиссиям, комиссиям референдума, кандидатам, избирательным объединениям, инициативным группам по проведению референдума, иным группам участников референдума (ст. 5.21);
— нарушение установленного законом порядка подсчета голосов, определения результатов выборов, референдума, порядка составления протокола об итогах голосования с отметкой «Повторный» или «Повторный подсчет голосов» (ст. 5.24);
— непредоставление сведений об итогах голосования или о результатах выборов (ст. 5.25);
— использование преимуществ должностного или служебного положения в период избирательной кампании, кампании референдума (ст. 5.45);
— подделка подписей избирателей, участников референдума (ст. 5.46);
— сбор подписей избирателей, участников референдума в запрещенных местах, а также сбор подписей лицами, которым участие в этом запрещено федеральным законом (ст. 5.47).
При этом, в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.3 — 5.5, 5.8 — 5.10, 5.12, 5.15, 5.17 — 5.20, 5.47, 5.50, 5.51, 5.56, 5.64 — 5.68 КоАП РФ, вправе составлять члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, статьями 5.10 — 5.12, 5.14 — 5.16, 5.22, 5.47, 5.49, 5.69 – должностные лица органов внутренних дел (полиции).
В силу ст. 28.4 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1, 5.6, 5.7, 5.21, 5.23 — 5.25, 5.45, 5.46, 5.48, 5.52, 5.58 КоАП РФ, возбуждаются прокурором.
Таким образом, в случае выявления события административного правонарушения, предусмотренного вышеуказанными статьями КоАП РФ, необходимо обращаться в уполномоченные органы, для решения вопроса о привлечении виновных лиц к ответственности.
И.о. прокурора
Красноярского района
юрист 1 класса А.А. Левыкин