Настоящая работа выполнена в соответствии с требованиями статьи 20 Федерального закона «О животном мире», статьи 14 Федерального закона «Об экологической экспертизе», а также Требованиями к материалам оценки воздействия на окружающую среду, утвержденными приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01.12.2020 № 999.

 

  1. Общие сведения

 

Представленные материалы обоснования объемов изъятия (лимита и квот добычи) сибирской косули на территории Самарской области на период с 01.08.2022 по 31.07.2023 (далее – Материалы) содержат сведения об оценке прогнозируемой численности, пространственному распространению, состоянию поголовья и динамике численности сибирской косули за 3 года, сведения о состоянии естественной среды их обитания и предназначены для государственной экологической экспертизы предлагаемых департаментом охоты и рыболовства Самарской области объемов изъятия этого вида охотничьих ресурсов на период с 01.08.2022 по 31.07.2023.

Целью реализации намечаемой деятельности является обоснование возможности изъятия сибирской косули из среды обитания, а также предварительное определение допустимых объемов (лимитов и квот) его изъятия.

В основе расчета департаментом объёмов изъятия сибирской косули лежат следующие принципы:

- единая система расчетов лимитов и квот добычи охотничьих ресурсов, определенная приказом Минприроды России от 27.11.2020 № 981;

- устойчивое использование охотничьих ресурсов, которое не приводит в долгосрочной перспективе к истощению биологического разнообразия и при котором сохраняется способность объектов животного мира к устойчивому существованию.

Следует отметить, что Материалы разработаны на основании нормативно-правовой документации, действующей на территории Российской Федерации, но, тем не менее, носят предварительный характер по следующим причинам.

На момент подготовки настоящих Материалов (март 2022 года) заявки на установление квот добычи сибирской косули от организаций-охотпользователей в департамент еще не поступили (подаются в период с 1 по 10 апреля ежегодно). Также охотпользователями не представлены результаты учетов текущего года для включения их в состав государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания (представляются в срок до 1 апреля).

С учетом вышеуказанного, планирование предварительных лимита и квот добычи сибирской косули по охотничьим угодьям (охотничьим хозяйствам и общедоступным охотничьим угодьям) производилось департаментом на основании прогнозируемых данных о численности этого вида в 2022 году, а также с учетом максимальных значений нормативов допустимого изъятия, утверждённых приказом Минприроды России от 25.11.2020 № 965, то есть – исходя из максимально допустимой добычи.

При составлении прогноза динамики численности сибирской косули по охотничьим угодьям департаментом учитывались природно-климатические характеристики 2021-2022 годов, а также среднемноголетняя тенденция изменения динамики популяции этого вида. Анализ вышеперечисленной информации позволяет прогнозировать сохранение и незначительный рост (в пределах 5%) численности сибирской косули, что не выходит за рамки биологических возможностей воспроизводства этого вида животных.

В случае если в последующем фактически определенная охотпользователями численность будет отличаться от прогнозируемой департаментом, а также, в случае если охотпользователем заявка на установление квоты добычи сибирской косули не будет подана, или запрашиваемая квота будет ниже максимально допустимой добычи, департаментом в Материалы будут внесены соответствующие изменения, а лимит и квоты добычи сибирской косули будут скорректированы.

Кроме того, в ходе проведения процедуры общественных обсуждений настоящих материалов граждане и организации имеют право направить свои замечания и предложения, что также будет учтено департаментом при формировании окончательных Материалов.

Инициатор хозяйственной деятельности – департамент охоты и рыболовства Самарской области (далее – департамент) – 443086, г. Самара,
ул. Ерошевского, д. 3А.

 

1.1. Характеристика административной территории

 

Самарская область расположена в юго-восточной части европейской территории России в среднем течении реки Волги.

Самарская область входит в состав Приволжского федерального округа и Поволжского экономического района.

Граничит на западе с Ульяновской областью, на севере – с Республикой Татарстан, на востоке – с Оренбургской областью, на юго-западе – с Саратовской областью, в самой южной точке имеет соприкосновение с Республикой Казахстан.

Площадь территории Самарской области составляет 5354,040 тыс. га или 0,31% территории России. Протяженность территории с севера на юг – 335 км, с запада на восток – 315 км.

В состав Самарской области входит 10 городских округов (Самара – областной центр, Тольятти, Сызрань, Новокуйбышевск, Чапаевск, Отрадный, Жигулевск, Октябрьск, Кинель, Похвистнево) и 27 муниципальных районов.

 

    1. Среда обитания, пространственное распространение и особенности биологии сибирской косули

 

На территории Самарской области как части Среднего Поволжья выделяют четыре природно-климатических района (Н.В. Колобов, 1968).

Климат области континентальный, с резкими температурными контрастами, короткими переходными сезонами, холодной зимой, жарким летом, дефицитом влаги, богатым солнечным освещением и большой вероятностью весенних и осенних заморозков. Сравнительно небольшие размеры территории определяют общее сходство ее климатических условий. Однако различия в распределении высот, акваторий, лесов и сформировавшихся ландшафтов вызывают заметные колебания в значении метеоэлементов.

Среднегодовая температура воздуха +3,0…+4,0°С; средняя месячная температура воздуха изменяется от +19…+22,0°С в июле, до -14,0…-14,8°С в январе.

Зима в лесостепной зоне относительно сурова и продолжительна. При вторжении арктических масс температура понижается до - 50°С. Устойчивый снеговой покров высотой от 40 до 60 см в защищенных от ветра и до 25 - 45 см в открытых условиях держится около 5 месяцев. Запасы воды в снежном покрове колеблются от 50 до 130 мм.

Осадков в среднем за год выпадает от 270 до 440 мм. Большинство осадков (около 70 %) выпадает с апреля по октябрь, максимум их приходится на июнь - июль.

Для степной зоны (к югу от реки Самары) характерны жаркое лето, холодная, облачная зима. Здесь отмечается повышение числа дней с суховеями и засухой. Выпадает 40-50 мм осадков в месяц. Дожди преимущественно ливневые с грозами. Пасмурные дни практически отсутствуют.

Сумма годовых осадков от северной части области к южной снижается от 380 до 270 мм. Длительность вегетационного периода с севера на юг увеличивается от 132 до 153 дней.

Близость безводных азиатских полупустынь в большей степени сказывается на климате южных районов Самарской области, где периодически наблюдаются засухи (их вероятность достигает 40 %) - наиболее вредное климатическое явление области, затрудняющее ведение сельского, лесного и охотничьего хозяйства.

В соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 18.08.2014 № 367 «Об утверждении Перечня лесорастительных зон Российской Федерации и Перечня лесных районов Российской Федерации», расположенные на территории Самарской области леса относятся:

к лесостепной зоне, лесостепному району европейской части Российской Федерации – Кинель-Черкасское, Кинельское, Клявлинское, Кошкинское, Красноярское, Ново-Буянское, Похвистневское, Рачейское, Сергиевское, Ставропольское, Шенталинское, Шигонское лесничества полностью и Волжское лесничество частично, расположенные на землях лесного фонда, Самарский лесопарк и Тольяттинское лесничество, расположенные на землях населенных пунктов (городские леса), Национальный парк "Самарская Лука" и Жигулевский государственный заповедник им. И.И. Спрыгина, расположенные на землях особо охраняемых природных территорий, и леса, расположенные на землях иных категорий (без деления). Общая площадь лесов, входящих в район, составляет 650,886 тыс. га;

к степной зоне, району степей европейской части Российской Федерации – Безенчукское, Большеглушицкое, Нефтегорское лесничества полностью и Волжское лесничество частично, расположенные на землях лесного фонда, Национальный парк "Бузулукский бор", расположенный на землях особо охраняемых природных территорий, и леса, расположенные на землях иных категорий (без деления). Общая площадь лесов, входящих в район, составляет 115,004 тыс. га.

Все леса Самарской области, расположенные на землях лесного фонда и землях иных категорий, по целевому назначению отнесены к защитным лесам, что изменило порядок лесопользования – в них запрещено проведение сплошных рубок спелых и перестойных насаждений. При этом за последние 10 лет расчетная лесосека по всем видам рубок осваивается всего на 13%, в том числе по видам рубок: рубка спелых и перестойных насаждений - 6,6%, рубки ухода за лесами - 27,2%, рубка погибших и поврежденных насаждений - 17,9%, рубка лесных насаждений, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов лесной инфраструктуры - 59,4%. Неосвоение на протяжении многих лет расчетной лесосеки приводит к дальнейшему ухудшению качества лесов и, соответственно, условий обитания населяющих леса животных.

По материалам Лесного плана Самарской области, лесистость региона составляет всего 12,8%, что позволяет относить область к малолесным территориям России. Только в Жигулевских горах лесистость достигает 70 %. На одного жителя, проживающего в области, приходится всего 0,2 га лесных земель.

В целом по области за 2008-2018 гг. площадь земель, на которых расположены леса, увеличилась на 5,1 тыс. га и составила 764,8 тыс. га, покрытая лесом площадь увеличилась на 2,4 тыс. га, средний возраст насаждений увеличился на 10 лет.

По состоянию на 01.01.2018 средний состав насаждений представлен следующими древесными породами: липа 22%, дуб низкоствольный 21%, осина 18%, сосна 17%, дуб высокоствольный 2%, береза 1%, клен 1%, прочие древесные породы 18%.

В Лесном плане Самарской области имеются данные о распределении площади лесов и запаса древесины по основным лесообразующим породам. Земли, покрытые лесной растительностью, занимают площадь 533,4 тыс. га и имеют общий запас насаждений 85,2 млн м3. Распределение их по преобладающим древесным и кустарниковым породам следующее.

Хвойные древесные породы занимают площадь 75,0 тыс. га и имеют общий запас насаждений 15,3 млн м3.

Твердолиственные древесные породы занимают площадь 191,5 тыс. га и имеют общий запас насаждений 25,5 млн м3.

Мягколиственные древесные породы занимают площадь 263,1 тыс. га и имеют общий запас насаждений 44,3 млн м3.

Всего по основным лесообразующим породам площадь - 529,6 тыс. га и общий запас насаждений - 85,1 млн м3.

Прочие древесные породы (черемуха, яблоня и другие) занимают площадь 0,6 тыс. га и имеют общий запас насаждений 0,03 млн м3. Кустарники занимают площадь 3,2 тыс. га.

Твердолиственные, преимущественно дубовые, леса расположены в Сергиевском, Похвистневском, Красноярском, Клявлинском и Кинельском лесничествах. Нагорные дубравы находятся на волнистых формах рельефа. Семенной дуб встречается отдельными участками в Кошкинском и Красноярском лесничествах, в Дубовой роще Самарского лесничества. Однако большинство дубняков представлено порослевыми насаждениями IV – V классов бонитета. Твердолиственное хозяйство включает также ясень зеленый и обыкновенный, клен остролистный и ильмовые породы (вяз, ильм).

На долю мягколиственных пород приходится 49 % покрытой лесом площади. Осиновые насаждения II и III бонитета расположены в северных лесничествах: Шенталинском, Клявлинском, Сергиевском и Похвистневском. Лучшие березовые насаждения расположены в Кошкинском лесничестве.

Анализ динамики изменения площадей по преобладающим породам за 35 лет показывает, что дубравы сократили свою площадь на 11,3 %, площади сосняков увеличились на 3,9 %, березняков – на 5,6 %.

Особо ценные лесные массивы (национальные парки, памятники природы, государственные лесные полосы) занимают 20%; леса, выполняющие оздоровительные, санитарно-гигиенические функции (зеленые зоны городов), - 19%; запретные полосы лесов вдоль рек, дорог – 14%; леса, выполняющие, в основном, поле-почвозащитные функции – 47 %.

Леса расположены на территории области крайне неравномерно. На юге
(в Алексеевском, Большеглушицком, Большечерниговском, Красноармейском, Пестравском районах) лесистость составляет всего 1,5 %, а в северной части
(в Ставропольском, Сызранском, Красноярском, Похвистневском, Шигонском районах) на долю лесов приходится до 22-26 % площади.

Свойственная лесам Самарской области мозаичная структура особенно благоприятна для сохранения на разреженных участках естественного подроста, а также поддержания видового разнообразия флоры и фауны.

В Самарской области компактные лесные массивы расположены в правобережье, в районе Жигулевских гор и в северных районах области -
в бывших лесхозах: Шенталинском, Сергиевском, Ново-Буянском, Красноярском, Ставропольском.

По берегам Волги, Самары, Большого и Малого Кинеля, Сока, Кондурчи узкой полосой тянутся пойменные леса.

На границе с Оренбургской областью находится широко известный Бузулукский бор. Общая площадь Бузулукского бора составляет 110,6 тыс. га, в том числе на территории Самарской области - 53,6 тыс. га.

Общая площадь среды обитания охотничьих ресурсов в Самарской области, по данным «Схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Самарской области», утвержденной Постановлением Губернатора Самарской области от 11.11.2013 № 283, составляет 4655,3 тыс. га; площадь непригодных для ведения охотничьего хозяйства территорий (занятых населенными пунктами, свалками, кладбищами, зелеными и лесопарковыми зонами, особо охраняемыми природными территориями федерального значения) – 699,9 тыс. га.

Площадь охотничьих угодий на территории Самарской области на землях лесного фонда составляет 1041,9665 тыс. га.

Численность и пространственное распространение сибирской косули имеют ежегодные колебания и являются векторным показателем соотношения природных и антропогенных факторов. Изменения численности и перераспределение поголовья по территории муниципальных районов Самарской области и отдельных охотничьих хозяйств является также следствием сезонных кочевок и миграций этого вида.

Сибирская косуля обитает во всех 27 муниципальных районах Самарской области.

Максимальная общая численность сибирской косули традиционно отмечается в Волжском, Елховском, Исаклинском, Кинельском, Красноярском, Сергиевском, Ставропольском и Шигонском районах.

Низкая численность вида сохраняется в Алексеевском, Безенчукском, Богатовском, Большеглушицком, Большечерниговском, Борском, Нефтегорском, Сызранском и Хворостянском районах.

В 2022 году согласно проведенного прогноза распределение вида по районам не измениться.

Сибирская косуля ведет в основном оседлый образ жизни, придерживаясь богатых естественными кормами и имеющих достаточную защитность лесных массивов. Копытные животные также постоянно нуждаются в близости водоемов. В пойменных лесах в определенные периоды года плотность их населения бывает максимальна.

Основной структурной организацией популяции сибирской косули является стадо или семейные группы. В стаде животным легче обнаруживать опасность, передвигаться по местности, защищать потомство, передавать молодым животным жизненно необходимые навыки. Доминирующую роль в стаде играют взрослые самки.

Самцам сибирской косули свойственна конкуренция за полового партнера. В период гона самцы концентрируются около самок, между ними возникают драки.

Между отдельными видами копытных животных существует пищевая конкуренция, однако при достаточности и разнообразии кормовой базы вытеснения одного вида другим обычно не происходит.

Более важным фактором ограничения их численности длительное время рассматривались такие хищники, как волк и рысь. Особенно страдает от них молодняк. В последнее время численность этих хищников находится на минимальном уровне и не может оказывать существенное влияние на состояние популяций сибирской косули.

Естественные кочевки сибирской косули осуществляются путем сезонных переходов с летних кормовых угодий в зимние. К естественной кочевке относится и временный переход на местности с засоленной почвой (солонцами).

Вынужденные миграции за пределы постоянных мест обитания происходят в результате ухудшения состояния кормовой базы, при неблагоприятных природно-климатических условиях (засуха, высокий снеговой покров и т.п.) или стихийных бедствиях (пожары, наводнения). При вынужденной миграции может происходить гибель значительной части поголовья, в первую очередь молодняка, беременных самок, травмированных и старых животных. Причинами гибели в этих ситуациях чаще всего являются истощение, столкновения с автотранспортом, нападения диких собак.

В южных районах Самарской области регулярно отмечается зимняя перекочевка сибирской косули из соседних регионов – Оренбургской и Саратовской областей, Казахстана, а в северных – из Татарстана, Оренбургской и Ульяновской областей.

Антропогенное воздействие популяции сибирской косули испытывают в ходе воздействия, как правило, негативного, на естественную среду их обитания (леса, болота, поймы рек) в результате ее преобразования в процессе сельскохозяйственного и промышленного производства, строительства; также животные подвергаются влиянию фактора беспокойства при использовании лесов для массового отдыха населения на природе (детские лагеря, турбазы, дома отдыха). Развитая дорожная сеть усиливает негативное влияние на охотничьи ресурсы, повышая доступность практически всей территории Самарской области для посещения людьми, особенно в весенне-летне-осенний период.

Среди охотничьих животных все виды копытных - наиболее ценный объект добычи; для большинства охотничьих хозяйств они являются приоритетом в их деятельности и основой экономического благополучия. Следует отметить, что при проведении в охотничьих угодьях обоснованных и своевременных биотехнических мероприятий, в сочетании с рациональным использованием охотничьих ресурсов, поголовье сибирской косули может не только сохраняться, но и увеличиваться.

Таким образом, на численность сибирской косули оказывают влияние естественная среда их обитания и антропогенные факторы. Естественная регуляция численности происходит по трофическим связям с биоценозом (кормовая база, хищники), вследствие отхода стареющей части популяций по естественным причинам, миграции части популяций на свободные кормовые угодья.

Самым неблагоприятным, «узким» периодом существования популяций сибирской косули является зимний период с января по март, когда из-за значительной глубины снегового покрова затруднен доступ к подножному корму, высока активность хищников (волка, рыси, диких собак).

1.3. Роль сибирской косули в биоценозе

 

Сибирская косуля является естественным и неотъемлемым элементом лесных, лесостепных и степных биоценозов. При этом по степени воздействия на среду обитания любые копытные животные при высокой численности и плотности их популяций рассматриваются современной наукой как виды, способные нанести серьезный вред флоре и фауне биоценоза.

Питается сибирская косуля преимущественно травянистыми растениями и побегами кустарников. При высокой плотности она может наносить значительный вред степным лесополосам, полностью стравливая ежегодный подрост. В зимний период косули собираются в мелкие группы и перемещаются вдоль опушек лесов, лесополос, поедают остатки культурных растений с неубранных полей.

Основным фактором, лимитирующим производительность угодий для косули, является глубина снегового покрова свыше 30-40 см.

Естественным регулятором численности сибирской косули является сочетание природно-климатических условий и эволюционно сложившихся трофических связей с биоценозом, в частности, достаточность необходимых для обитания площадей различных типов угодий, их расположение и конфигурация, количественный и качественный состав естественных кормов, ограничивающее воздействие хищников. В современных условиях эти связи подверглись значительным антропогенным воздействиям. Так, численность естественных врагов сибирской косули (волка и рыси) минимальна, а среда обитания и кормовая база подверглись интенсивному сокращению в результате хозяйственной деятельности человека.

Снижение численности волка и рыси в отсутствии других видов крупных хищников влечет за собой неблагоприятные последствия в виде вовлечения в трофические связи с копытными таких несвойственных ранее для биоценозов видов, как дикие собаки и их гибриды с волком, которые истребляют как молодняк, так и взрослых животных.

Таким образом, при определенных условиях (в том числе при устранении регулирующего воздействия хищников), многочисленное и обитающее на ограниченной территории поголовье сибирской косули может истощить на длительный период или полностью опустошить растительный мир, ограничить кормовую базу других видов.

В литературе имеются сведения об угрожающих явлениях уничтожения естественного лесного подроста и зоогенной трансформации ландшафта косулей в Жигулевском государственном заповеднике (В.Н.Белянин, 1977).

При этом в настоящее время существенно возрастает роль воздействия человека. Регулирующие воздействия должны быть направлены на охрану среды обитания и самих животных, своевременное проведение обоснованных биотехнических мероприятий с целью «кормового удержания» животных в пределах охраняемых территорий охотничьих угодий, а также воздействие на численность и плотность населения животных путем их добычи в пределах установленных объемов.

 

  1. Сведения о прогнозируемой численности и состоянии поголовья

сибирской косули, обоснование лимита и квот добычи на период
с 01.08.2022 по 31.07.2023

 

В соответствии с требованием пункта 11 приказа Минприроды России от 22.12.2011 № 963 «Об утверждении Порядка ведения государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира», мероприятия по учету численности и распространения объектов животного мира проводятся в соответствии с принятыми методиками, а при их отсутствии - по имеющимся научным подходам учета для видов или групп видов объектов животного мира.

В 2016-2021 годах численность косули определялась в соответствии с приказом Минприроды России от 11.01.2012 № 1 «Об утверждении Методических указаний по осуществлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия по осуществлению государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания методом зимнего маршрутного учета» (далее – Методические указания).

При проведении зимнего маршрутного учета в 2016-2021 годах в Самарской области за исследуемую территорию был принят отдельный муниципальный район.

В 2022 году Минприроды России были утверждены 4 новых методики определения численности охотничьих ресурсов, за исследуемую территорию принято конкретное охотничье угодье.

Учетные работы в 2022 году проводятся охотпользователями самостоятельно с учетом требований вновь принятых методических указаний. На момент подготовки настоящих Материалов проведение учетных работ охотпользователями еще не было завершено, соответственно – не представлены результаты этих учетов.

С учетом вышеуказанного, департаментом был составлен прогноз изменения численности сибирской косули с учетом природно-климатических условий 2021-2022 годов, а также за основу взята среднемноголетняя тенденция роста популяции этого вида. Анализ вышеперечисленной информации позволяет прогнозировать сохранения и незначительный (в пределах 5 %) рост численности сибирской косули.

Прогнозируемая численность косули на территории Самарской области в 2022 году составит 16122 особи.

В основе расчета департаментом объемов изъятия косули лежат следующие принципы:

единая система расчетов лимитов и квот добычи охотничьих ресурсов в соответствии с приказом Минприроды России от 27.11.2020 № 981, вступившего в силу с 1 января 2021 года взамен приказа Минприроды России от 29.06.2010 № 228;

устойчивое использование охотничьих ресурсов, которое не приводит в долгосрочной перспективе к истощению биологического разнообразия и при котором сохраняется способность объектов животного мира к устойчивому существованию.

Планирование лимита и квот добычи сибирской косули по охотничьим угодьям (охотничьим хозяйствам и общедоступным охотничьим угодьям) производилось департаментом на основании прогнозируемых данных о численности этого вида в 2022 году, а также с учетом максимальных значений нормативов допустимого изъятия, утверждённых приказом Минприроды России от 25.11.2020 № 965, то есть – исходя из максимально допустимой добычи.

В случае если в последующем фактически определенная охотпользователями численность сибирской косули будет отличаться от прогнозируемой департаментом, а также, в случае если охотпользователем заявка на установление квоты добычи не будет подана, или запрашиваемая квота будет ниже максимально допустимой добычи, департаментом в Материалы будут внесены соответствующие изменения, а лимит и квоты добычи сибирской косули будут скорректированы.

Предлагаемые департаментом объёмы изъятия, указанные в Материалах, не распространяются на особо охраняемые природные территории федерального значения. Государственный учёт охотничьих ресурсов, а также их добыча производятся охотпользователями только вне таких территорий.

Предварительные объемы изъятия сибирской косули, указанные в Материалах, планируются департаментом в целом для территорий охотничьих хозяйств и общедоступных охотничьих угодий, без выделения в их границах особо охраняемых природных территорий регионального значения (далее - ООПТ), а также иных территорий, на которых законодательно ограничено проведение охоты в целом, либо отдельных видов охоты (земли промышленности, земли обороны, населенные пункты и т.д.).

Территории ООПТ регионального значения, как правило, входят в состав пригодных для косули местообитаний. Специально для ООПТ департаментом квоты не устанавливаются. Квоты, установленные в целом для охотничьих угодий, реализуются охотпользователями с учетом наличия и особенностей природоохранного режима ООПТ, имеющихся на территории конкретных охотничьих угодий, в том числе с учетом ограничений по видам разрешённой охоты.

В соответствии с п. 1.4 Общего положения о памятниках природы, объявление территории памятником природы не влечёт за собой изъятие у землепользователя занимаемого им земельного участка, за исключением случаев, когда осуществляемая землепользователем деятельность наносит ущерб охраняемым объектам.

Кроме того, на территории всех памятников природы разрешается проведение биотехнических мероприятий, направленных на поддержание и увеличение численности отдельных видов животных, на территории отдельных памятников природы проведение этих мероприятий должно быть согласовано с министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области. В большинстве случаев территорию памятника природы разрешается использовать в охотничьем хозяйстве в качестве зоны охраны охотничьих ресурсов.

Всё перечисленное показывает, что введённые ограничения использования территории ООПТ не требуют её полного изъятия из хозяйственного оборота.

 

2.1. Динамика численности, обоснование лимита и квот добычи

сибирской косули

 

В таблице 1 приведены данные о численности и использовании сибирской косули по Самарской области за 2020-2022 гг. и предварительно планируемый объем ее добычи в сезоне охоты 2022-2023 гг.

В предыдущий сезон охоты 2021-2022 гг. лимит добычи косули составил 1209 особей или 7,9 % от численности, сведения об объеме фактической добычи на момент подготовки Материалов в департамент от охотпользователей не поступали.

 

 

 

 

Таблица 1

 

Данные о численности и использовании сибирской косули за 2020-2022 гг.

 

Показатели

2020

2021

2022

Численность на 1 апреля, особей

14729

15342

16122

Отношение численности к предшествующему году, %

106,2

104,2

105,1

Лимит добычи, особей

1015

1209

1636

Доля лимита добычи по отношению к численности вида, %

6,9

7,9

10,1

Добыча, особей

909*

   

Доля изъятия от численности, %

6,2

   

Доля добычи от лимита, %

89,6

   

* - сведения о добыче представлены не всеми охотпользователями

 

Прогнозируемая численность косули сибирской в 2022 году составит 16122 особи, что больше по сравнению с 2021 годом на 780 особей или на 5,1%. Подобные колебания численности (в пределах до 10-15%) соответствуют показателям естественного прироста, также они вполне укладываются в рамки погрешности самого метода зимнего маршрутного учета охотничьих ресурсов.

В таблице 2 представлены сведения о численности сибирской косули в 2020-2022 годах и предварительный проект лимита и квот добычи сибирской косули по охотничьим хозяйствам и общедоступным охотничьим угодьям Самарской области на период с 01.08.2022 по 31.07.2023.

Департамент, с учетом данных таблиц 1 и 2, считает возможным предоставление вида для использования в предстоящем сезоне охоты
и предлагает установить лимит добычи сибирской косули в количестве 1636 особей (или 10,1% от численности).

В соответствии с п.11 порядка утверждения лимита добычи, в закрепленных охотничьих угодьях охотпользователи самостоятельно определяют объемы изъятия охотничьих ресурсов в возрасте до одного года, а также взрослых особей (самцов во время гона, без подразделения по половому признаку) в пределах общей установленной квоты добычи каждого вида охотничьих ресурсов в соответствии с утвержденными нормативами допустимого изъятия охотничьих ресурсов и нормативами численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях после утверждения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации лимита добычи охотничьих ресурсов и могут перераспределять их в течение срока охоты на каждый вид охотничьих ресурсов в соответствии с утвержденными нормативами допустимого изъятия охотничьих ресурсов в пределах срока действия утвержденного лимита добычи охотничьих ресурсов.

В соответствии с порядком утверждения лимита добычи квота добычи косули не устанавливается в связи с тем, что численность вида меньше показателя минимальной численности, утвержденного приказом Минприроды России от 25.11.2020 № 965, при котором возможно установить квоту добычи не менее чем одной особи, в охотничьих угодьях Отрада-1, Богатовское-1, Александровское, Константиновское, Большечерниговское, Большечерниговское-1, Борское-1, Борское-2, Рубежное, Кинельское-1, Озерецкое, Степняковское, Приволжское-1, Славкинское, Роща, Суканский залив, Раковая коса, Ягодинское, Сызранское, а также в ОдОУ муниципальных районов Безенчукский, Волжский, Исаклинский, Красноармейский, Красноярский, Приволжский, Ставропольский, Сызранский, Хворостянский, Шенталинский.



Таблица 2

 

Данные о численности, проект лимита и квот добычи сибирской косули на период с 01.08.2022 по 31.07.2023

 

п/п

Наименование муниципальных районов и охотничьих угодий

Общая площадь исследуемой территории, используемой для рассчета численности , тыс. га

Численность, особей

Показатель численности в 2022 году,
особей/1000 га

Квоты добычи в 2021 г., особей

Добыто в 2021 г., особей

Заявлено к добыче охотпользователями и установлено департаментом в ОдОУ особей

Максимально возможная квота (объем) добычи, особей

Квоты добычи в 2022-2023 г.

2020

2021

2022 (прогноз)

Всего

в % от численности

% от численности 2020 г.

Всего, особей

1

Алексеевский район

184,450

175

202

212

 

10

0

0

     

10

1-1

Алексеевское

184,450

175

202

212

1,15

10

   

10,6

5

4,7

10

2

Безенчукский район

143,70407

370

445

468

 

27

0

0

     

32

2-1

Безенчукское

29,86608

92

114

120

4,02

7

   

9,6

8

7,5

9

2-2

Безенчукское-1

40,86234

67

85

89

2,18

5

   

6,23

7

6,7

6

2-3

Васильевское

3,30431

 

16

17

5,14

0

   

1,36

8

5,88

1

2-4

Кануевское

16,25234

65

70

74

4,55

5

   

5,92

8

6,8

5

2-5

Майтужное

13,68356

37

44

46

3,36

3

   

3,22

7

6,5

3

2-6

Прибойское

21,06369

42

54

57

2,71

3

   

3,99

7

5,3

3

2-7

Чапаевское

15,36675

67

62

65

4,23

4

   

5,2

8

7,7

5

2-8

ОдОУ м.р.Безенчукский

3,30500

0

0

0

0,00

0

         

0

3

Богатовский район

66,09915

100

105

110

 

4

0

0

     

3

3-1

Отрада-1

6,01700

15

18

19

3,16

0

   

0,0

0

0

0

3-2

Богатовское-1

8,25715

   

13

1,57

     

0,7

5

 

0

3-3

ОдОУ м.р.Богатовский

51,82500

85

87

78

1,51

4

   

3,9

5

3,8

3

4

Большеглушицкий район

242,912

185

217

228

 

2

0

0

     

7

4-1

Александровское

54,02000

22

23

24

0,44

0

   

0,7

3

 

0

4-2

Константиновское

3,45000

4

9

10

2,90

0

   

0,0

0

 

0

4-3

Фрунзенское

80,24000

47

57

60

0,75

1

   

1,8

3

1,7

1

4-4

ОдОУ м.р.Большеглушицкий (+бывшее охотугодье Морецкое)

105,20200

112

128

134

1,27

1

   

6,7

5

4,5

6

5

Большечерниговский район

262,603

179

135

142

 

1

0

0

     

4

5-1

Большечерниговское

11,43600

42

12

13

1,14

0

   

0,7

5

0,0

0

5-2

Большечерниговское-1

21,76900

   

8

0,37

     

0,2

3

 

0

5-3

Поляковское

20,71000

40

40

42

2,03

0

   

2,9

7

4,8

2

5-4

ОдОУ м.р.Большечерниговский

208,68800

97

83

79

0,38

1

   

2,4

3

2,5

2

6

Борский район

152,358

116

132

139

 

6

0

0

   

10

6

6-1

Отрада-2

11,24400

58

60

63

5,60

4

   

5,0

8

7,9

5

6-2

Борское-1

30,67500

   

15

0,49

     

0,5

3

0,0

0

6-3

Борское-2

11,90200

   

6

0,50

     

0,2

3

0,0

0

6-4

ОдОУ м.р.Борский

98,53700

58

72

55

0,56

2

   

1,7

3

1,8

1

7

Волжский район

168,73422

1097

1075

1129

 

118

0

0

     

125

7-1

Волжское

101,15411

919

891

936

9,25

106

   

112,32

12

11,97

112

7-2

ДОР "Черновское водохранилище"

2,10000

0

0

0

0,00

0

   

0

0

 

0

7-3

Пойменное

38,71310

124

145

152

3,93

10

   

10,64

7

6,6

10

7-4

Рубежное

8,13500

0

0

0

0,00

0

   

0

0

 

0

7-5

Чернореченское

9,76323

54

39

41

4,20

2

   

3,28

8

7,3

3

7-6

ОдОУ м.р.Волжский

8,86878

0

0

0

0,00

0

   

0

   

0

8

Елховский район

108,078

576

616

647

 

54

0

0

     

59

8-1

Елховское

40,87900

   

207

5,06

0

   

16,56

8

7,7

16

8-2

Елисеевское

23,79300

187

210

221

9,29

22

   

26,52

12

11,8

26

8-3

ОдОУ м.р.Елховский

43,40600

389

406

219

5,05

32

   

17,52

8

7,8

17

9

Исаклинский район

150,71016

1154

945

993

 

84

0

0

     

139

9-1

Большемикушкинское

31,92630

70

94

99

3,10

6

   

6,93

7

6,1

6

9-2

Исаклинское

33,85100

346

197

207

6,12

15

   

20,7

10

9,7

20

9-3

ОдОУ м.р. Исаклинский

18,52896

146

17

18

0,97

0

   

0,54

3

0,0

0

9-4

Самсоновское-2

11,91600

75

90

95

7,97

9

   

9,5

10

9,5

9

9-5

Смольковское

19,12890

67

67

70

3,66

4

   

4,9

7

5,7

4

9-6

Сокское

35,35900

450

480

504

14,25

50

   

100,8

20

19,8

100

10

Камышлинский район

75,651

376

438

461

 

34

0

0

     

39

10-1

Камышлинское

30,85700

140

175

184

5,96

10

   

14,7

8

7,61

14

10-2

Телегесское

10,64100

103

99

104

9,77

11

   

12,5

12

11,5

12

10-3

Чулпановское

10,09200

70

74

78

7,73

7

   

7,8

10

9,0

7

10-4

ОдОУ м.р.Камышлинский

24,06100

63

90

95

3,95

6

   

6,7

7

6,3

6

11

Кинельский район

182,56395

904

908

954

 

77

0

0

     

97

11-1

Алакаевское

12,44650

64

57

60

4,82

4

   

4,8

8

6,7

4

11-2

Бобровское

5,18800

47

48

50

9,64

5

   

6,00

12

12,0

6

11-3

Богдановское

22,81515

113

121

127

5,57

9

   

10,16

8

7,9

10

11-4

Домашкинское

18,32100

56

90

95

5,19

5

   

7,6

8

7,4

7

11-5

Кинельское

19,79500

157

161

169

8,54

16

   

20,28

12

11,8

20

11-6

Кинельское-1

25,46600

   

19

0,75

     

0,57

3

0,0

0

11-7

Мало-Малышевское

6,96720

59

54

57

8,18

5

   

6,84

12

10,5

6

11-8

Самарское

12,03910

92

102

107

8,89

9

   

12,84

12

11,2

12

11-9

Студенцовское

7,74900

103

90

95

12,26

12

   

19

20

20,0

19

11-10

Тургеневское

30,08700

177

144

151

5,02

11

   

12,08

8

7,9

12

11-11

ОдОУ м.р.Кинельский

21,69000

36

41

24

1,11

1

   

1,2

5

4,2

1

12

Кинель-Черкасский район

226,88642

536

528

555

 

31

0

0

     

35

12-1

Кинель-Черкасское-первый участок

18,66951

67

52

55

2,95

3

   

3,85

7

5,5

3

12-2

Кинель-Черкасское-2

44,28241

99

107

112

2,53

7

   

7,84

7

6,3

7

12-3

Отрада

14,13460

57

61

64

4,53

4

   

5,12

8

7,8

5

12-4

Отрадненское

36,31700

89

96

101

2,78

6

   

7,07

7

6,9

7

12-5

Шиповское

31,53890

109

117

123

3,90

8

   

8,61

7

6,5

8

12-6

ОдОУ м.р.Кинель-Черкасский

81,94400

115

95

100

1,22

3

   

5

5

5,0

5

13

Клявлинский район

119,16277

266

270

284

 

16

0

0

     

18

13-1

Бор-Игарское

16,67900

49

55

58

3,48

3

   

4,06

7

6,9

4

13-2

Клявлинское

44,94300

101

91

96

2,14

6

   

6,72

7

6,3

6

13-3

Старо-Маклаушское

40,57230

96

103

108

2,66

7

   

7,56

7

6,5

7

13-4

ОдОУ м.р.Клявлинский

16,96847

20

21

22

1,30

0

   

1,1

5

4,5

1

14

Кошкинский район

166,25243

567

619

650

 

45

0

0

     

51

14-1

ОдОУ м.р. Кошкинский

13,59063

118

113

119

8,76

10

   

14,28

12

11,8

14

14-2

Кошкинское

53,30400

159

191

201

3,77

13

   

14,07

7

7,0

14

14-3

Петрово-Кармалинское

23,87270

112

127

133

5,57

9

   

10,64

8

7,5

10

14-4

Шпановское

75,48510

178

188

197

2,61

13

   

13,79

7

6,6

13

15

Красноармейский район

200,9304

667

626

658

 

46

0

0

     

49

15-1

Красноармейское

109,58840

503

498

523

4,77

39

   

41,84

8

7,8

41

15-2

Любицкое

47,54600

130

114

120

2,52

7

   

8,4

7

6,67

8

15-3

ОдОУ м.р.Красноармейский

43,79600

34

14

15

0,34

0

   

0,45

3

0,0

0

16

Красноярский район

219,85471

1832

1886

1982

 

216

0

0

     

287

16-1

Береза

4,99200

69

63

66

13,22

12

   

13,2

20

19,7

13

16-2

Большая Каменка

23,60824

144

159

167

7,07

15

   

16,7

10

9,6

16

16-3

Висловское

34,90267

203

235

247

7,08

20

   

24,7

10

9,7

24

16-4

Заглядовское

20,75400

181

166

174

8,384

16

   

20,88

12

11,5

20

16-5

Лебяжинское

12,00000

72

93

98

8,17

9

   

11,76

12

11,2

11

16-6

Мартышенское

12,58200

176

176

185

14,70

13

   

37

20

20,0

37

16-7

Молгачинское

22,92800

384

341

358

15,61

68

   

89,5

25

24,9

89

16-8

Ново-Буянское

19,33100

189

192

202

10,45

23

   

30,3

15

14,9

30

16-9

Старобинарадское

22,15180

260

209

220

9,93

25

   

26,4

12

11,8

26

16-10

Хорошенькое

44,47700

154

252

265

5,96

15

   

21,2

8

7,9

21

16-11

ОдОУ м.р.Красноярский

2,12800

0

0

0

0,00

0

   

0

   

0

17

Нефтегорский район

134,2714

234

250

262

 

15

0

0

     

17

17-1

Нефтегорское

116,9534

146

147

154

1,32

7

   

7,7

5

4,5

7

17-2

Утевское

17,31800

88

103

108

6,24

8

   

10,8

10

9,3

10

18

Пестравский район

180,126

498

670

705

 

29

0

0

     

53

18-1

Майское

35,35600

43

50

53

1,50

0

   

2,65

5

3,8

2

18-2

Пестравское

5,60000

24

31

33

5,89

0

   

2,64

8

6,1

2

18-3

Степное

139,17000

431

589

619

4,45

29

   

49,52

8

7,9

49

19

Похвистневский район

196,18577

331

345

363

 

18

0

0

     

22

19-1

Кротковское

67,96900

135

138

145

2,13

9

   

10,15

7

6,9

10

19-2

Похвистневское

78,93627

104

110

116

1,47

5

   

5,8

5

4,3

5

19-3

Средне-Аверкинское

49,28050

92

97

102

2,07

4

   

7,14

7

6,9

7

20

Приволжский район

121,826399

387

349

368

 

33

0

0

     

40

20-1

Золотая Гора

6,44459

32

39

41

6,36

3

   

4,1

10

9,8

4

20-2

Нижне-Сызранское

9,22800

23

38

40

4,33

3

   

3,2

8

7,5

3

20-3

Озерецкое

41,18281

35

29

31

0,75

0

   

0,93

3

0,0

0

20-4

Приволжское

24,35700

154

152

160

6,57

15

   

16

10

10,0

16

20-5

Солнечное

6,92200

113

81

85

12,28

12

   

17

20

20,0

17

20-6

Степняковское

24,18600

0

0

0

0,00

0

   

0

   

0

20-7

Приволжское-1

6,28300

   

7

1,11

     

0,35

5

0

0

20-7

ОдОУ м.р.Приволжский

3,22300

30

10

4

1,24

0

   

0

0

0

0

21

Сергиевский район

260,63356

714

752

790

 

39

0

0

     

53

21-1

Кандабулакское

15,270

63

67

70

4,58

5

   

5,6

8

7,1

5

21-2

Липовское

27,1197

61

69

73

2,69

4

   

5,11

7

6,8

5

21-3

Первомайско-Орлянское

103,09996

198

216

227

2,20

15

   

15,89

7

6,6

15

21-4

Сергиевское

33,56800

93

97

102

3,04

0

   

7,14

7

6,9

7

21-5

Славкинское

0,00000

0

 

0

0,00

     

0

   

0

21-6

Смольковское

15,73720

58

65

68

4,32

5

   

5,44

8

7,4

5

21-7

Успенское

19,77630

58

64

67

3,39

4

   

4,69

7

6,0

4

21,8

Черновское

16,38990

83

82

86

5,25

6

   

6,88

8

7,0

6

21-9

ОдОУ м.р.Сергиевский

29,67250

100

92

97

3,27

0

 

0

6,79

7

6,186

6

22

Ставропольский район

182,1431

1111

1141

1199

 

111

0

0

     

221

22-1

Винолей

24,40700

169

209

220

9,01

20

   

26,4

12

11,8

26

22-2

Зеленовское

6,69000

35

37

39

5,83

2

   

3,12

8

7,7

3

22-3

Мусорское

34,57940

219

260

273

7,89

23

   

27,3

10

9,9

27

22-4

Пискалинское

17,93700

444

421

442

24,6

40

   

132,6

30

29,9

132

22-5

Рассвет

3,80690

92

80

84

22,0

20

   

25,2

30

29,8

25

22-6

Роща

26,99700

0

0

0

0,00

0

   

0

   

0

22-7

Сусканский залив

11,62880

35

16

17

1,46

0

   

0,85

5

0,0

0

22-8

Сусканский залив-2

9,33600

31

45

47

5,03

3

   

3,76

8

6,4

3

22-9

Федоровские луга

8,48700

80

49

52

6,13

3

   

5,2

10

9,6

5

22-10

Ягодинское

27,80000

0

0

0

0,00

     

0

     

22-11

Раковая коса

3,60000

0

0

0

0,00

     

0

     

22-12

ОдОУ м.р.Ставропольский

6,87400

6

24

25

3,64

0

   

0

0

 

0

23

Сызранский район

154,7422

340

371

390

 

24

0

0

     

27

23-1

Губинское

45,38017

79

94

99

2,18

6

   

6,93

7

6,1

6

23-2

Раменская лесная дача

6,79600

26

36

38

5,59

2

   

3,04

8

7,9

3

23-3

Старо-Рачейское

45,55203

105

100

105

2,31

7

   

7,4

7

6,7

7

23-4

Сызранское

11,40000

   

3

0,26

     

0,1

3

0,0

0

23-5

Сызранское - первый участок

10,17500

50

60

63

6,19

4

   

6,3

10

9,5

6

23-6

Сызранское - второй участок

0,00000

0

0

0

#

     

0

     

23-7

Троицкое

21,13900

71

75

79

3,74

5

   

5,53

7

6,33

5

23-8

ОдОУ м.р.Сызранский

14,30000

9

6

3

0,21

0

   

0,09

3

0

0

24

Хворостянский район

176,0537918

329

360

377

 

17

0

0

     

25

24-1

Гремячинское

15,800

84

84

88

5,57

0

   

7,04

8

8,0

7

24-2

Хворостянское

45,59979

183

166

174

3,82

11

   

12,18

7

6,9

12

24-3

Чагринское

17,956

62

82

86

4,79

6

   

6,88

8

7,0

6

24-4

ОдОУ м.р.Хворостянский

96,69800

0

28

29

0,30

0

   

0,87

3

0,0

0

25

Челно-Вершинский район

105,96315

538

620

652

 

60

0

0

     

92

25-1

Озерки

36,628

155

156

164

4,48

8

   

13,12

8

7,9

13

25-2

Челно-Вершинское

45,397

161

157

165

3,63

7

   

11,55

7

6,7

11

25-3

Чистовское

22,317

190

272

286

12,82

35

   

57,2

20

19,9

57

25-4

ОдОУ м.р.Челно-Вершинский

1,62145

32

35

37

22,8

10

   

11,1

30

29,7

11

26

Шенталинский район

124,6125

342

387

406

 

16

0

0

     

26

26-1

Ново-Кувакское

19,07000

55

62

65

3,41

0

   

4,55

7

6,2

4

26-2

Смагинское

41,69080

97

105

110

2,64

7

   

7,7

7

6,4

7

26-3

Тархановское

13,50000

62

74

78

5,78

5

   

6,24

8

7,7

6

26-4

Шенталинское

45,24070

109

124

130

2,87

4

   

9,1

7

6,9

9

26-5

ОдОУ м.р.Шенталинский

5,11100

19

22

23

4,50

0

   

0

0

0,0

0

27

Шигонский район

164,474

805

950

998

 

76

0

0

     

99

27-1

Волжское государственное опытное охотничье хозяйство

164,47415

805

950

998

6,07

76

   

99,8

10

9,9

99

27-2

ОдОУ Шигонского р-на

0

0

0

0

 

0

         

0

 

Итого

4471,982

14729

15342

16122

3,61

1209

0

0

   

10,1

1636

 

н/д – нет данных

 

 

  1. Оценка влияния различных факторов на численность

сибирской косули

 

По литературным данным, основными факторами, влияющими на изменение численности копытных животных, являются периодически повторяющиеся многоснежные зимы, ограничивающие подвижность животных и вызывающие их истощение, нападения хищников и незаконный отстрел.

В таблице 3 представлены сведения о причинах гибели сибирской косули на территории Самарской области в 2020 году.

Таблица 3

 

Анализ причин гибели сибирской косули в 2020 году

 

 

Всего зарегистри-ровано погибших,

особей

Установленные причины гибели

Причины гибели не

установ-лены

Незаконная охота

Столкновение с транспортом

Заболевания

и травмы

Нападение хищников

Всего

%

Всего

%

Всего

%

Всего

%

Всего

%

57

13

22,8

43

75,4

0

 

0

 

1

1,8

 

Как видно из данных таблицы 3, наибольший урон популяциям косули наносят незаконная охота и гибель от столкновений с автотранспортом.

Прошедшая зима 2021-2022 года по климатическим условиям, в целом, не оказалась экстремальной. Устойчивый снежный покров на территории области установился в конце декабря, а его сход закончился в начале апреля. По уровню осадков зима была многоснежной, но не оказала существенного негативного влияния на поголовье косули.

Численность естественных врагов копытных (волка и рыси) минимальна. Так, по данным государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, в 2021 году численность волка составила
3 особи, рыси – 6 особей.

 

 

  1. Оценка воздействия на окружающую среду проектируемых лимита

и квот изъятия сибирской косули на период с 01.08.2022 по 31.07.2023

 

Предметом экологической оценки является воздействие намечаемой хозяйственной деятельности на компоненты окружающей среды - животный и растительный мир, ландшафт.

Под воздействием следует понимать те изменения в окружающей среде, которые полностью или частично являются результатом намечаемой хозяйственной деятельности.

Прогноз, анализ и оценка значимости последствий ожидаемых воздействий на окружающую среду является основной стадией процесса экологической оценки.

Общие требования к оценке воздействия на окружающую среду содержатся в Требованиях к материалам оценки воздействия на окружающую среду, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01.12.2020 № 999.

Целью проведения оценки воздействия на окружающую среду является анализ предполагаемых последствий проведения изъятия сибирской косули из среды обитания и планируемых объемов этого изъятия с учетом сохранения вида и обеспечения его устойчивого существования.

Материалы разработаны на основании действующей на территории Российской Федерации нормативно-правовой документации.

 

4.1. Цель реализации намечаемой деятельности

 

Целью реализации намечаемой деятельности является обоснование возможности изъятия сибирской косули из среды обитания, а также определение допустимых объемов (лимита и квот) изъятия.

Основанием для проведения охоты на сибирскую косулю в предстоящем сезоне охоты являются:

осуществление гражданами и охотпользователями Самарской области права пользования охотничьими ресурсами в соответствии со статьями 33, 34 и 40 Федерального закона «О животном мире», Федеральным законом
«Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Правилами охоты, утвержденными приказом Минприроды России от 24.07.2020 № 477, статьями 17 и 18 Закона Самарской области от 01.04.2010 № 31-ГД «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов в Самарской области»;

данные государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, определение динамики численности вида в целом по Самарской области, а также по отдельным охотничьим угодьям;

использование нормированного изъятия как общепринятого научно-обоснованного способа воздействия на численность и половозрастной состав популяций животных. Нормативы допустимого изъятия охотничьих ресурсов, а также нормативы численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях утверждены приказом Минприроды России от 25.11.2020 № 965.

 

4.2. Основные принципы оценки воздействия на окружающую среду

Процедура оценки воздействия на окружающую среду строится на следующих принципах:

  1. Строгое соответствие природоохранному законодательству РФ и законодательству Самарской области:

Федеральному закону «Об охране окружающей среды»;

Федеральному закону «Об экологической экспертизе»;

Федеральному закону «Об особо охраняемых природных территориях»;

Федеральному закону «О животном мире»;

Федеральному закону «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

Закону Самарской области «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов в Самарской области».

 

  1. Альтернативность. Ввиду специфики объекта экологической оценки альтернативные варианты намечаемой деятельности не рассматриваются.
  2. Интегрированный подход. Регулирование численности популяций животных, обеспечивающее добычу ценных продуктов питания и другой продукции охоты.
  3. Социальная и экологическая ответственность. В основе материалов лежат научные методы и многолетняя практика воздействия на численность сибирской косули, обеспечивающие сохранение ее поголовья и устойчивое воспроизводство.
  4. Превентивность. Предпочтение отдается решениям, направленным на предупреждение негативного воздействия на животный мир.

 

4.3. Характеристика намечаемой деятельности

В предстоящий период с 01.08.2022 по 31.07.2023 департамент по предварительным оценкам предлагает установить лимит добычи сибирской косули в количестве 1636 особей (или 10,1% от численности (таблица 2).

В соответствии с п. 11 порядка утверждения лимита добычи)в закрепленных охотничьих угодьях охотпользователи самостоятельно определяют объемы изъятия охотничьих ресурсов в возрасте до одного года, а также взрослых особей (самцов во время гона, без подразделения по половому признаку) в пределах общей установленной квоты добычи каждого вида охотничьих ресурсов в соответствии с утвержденными нормативами допустимого изъятия охотничьих ресурсов и нормативами численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях после утверждения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации лимита добычи охотничьих ресурсов и могут перераспределять их в течение срока охоты на каждый вид охотничьих ресурсов в соответствии с утвержденными нормативами допустимого изъятия охотничьих ресурсов в пределах срока действия утвержденного лимита добычи охотничьих ресурсов.

При этом действующими нормативами допустимого изъятия охотничьих ресурсов предусматривается расчет объемов их добычи, исходя из численности животных на 1 апреля текущего года (без учета прироста их поголовья в весенне-летний период), т.е. процент изъятия от предпромысловой численности всегда будет меньше вышеуказанного.

Необходимо отметить, что, Материалами определен максимально возможный размер лимита добычи сибирской косули в предстоящий сезон охоты, рассчитанный как сумма квот добычи в отдельных охотничьих угодьях Самарской области. Существующая практика позволяет департаменту предполагать, что итоговый размер лимита и квот добычи данного вида может быть снижен, поскольку часть охотпользователей не подает заявку на установление квоты в отношении лося, а часть – представляет заявку на количество животных, меньшее, чем максимально возможная квота.

 

4.4. Возможные значимые воздействия на окружающую среду,

меры по их смягчению

 

Основным значимым воздействием на окружающую природную среду является лимитированное изъятие сибирской косули как представителя биоценоза.

Численность сибирской косули на территории Самарской области на протяжении последних лет стабильно сохраняется, а ее определенные колебания вызваны, главным образом, естественными причинами и находятся в пределах, не вызывающих беспокойство за судьбу популяций этого вида.

Эффективным фактором воздействия на численность диких животных является проведение научно-обоснованного изъятия в виде регламентированной охоты. При этом в первую очередь нужно добывать больных, слабых, плохо развитых и старых животных.

Практика свидетельствует, что активность воспроизводства диких животных меняется в зависимости от размера их изъятия. Изъятие, в зависимости от его объема, с одной стороны, стимулирует размножение, с другой – прерывает социальные и семейные связи в популяции, разрушает ее и тормозит размножение.

В результате регламентированной добычи происходит оздоровление популяции, снижается внутрипопуляционное напряжение.

Мерами по смягчению воздействия на популяции сибирской косули являются планирование их изъятия с разделением по возрасту (добыча молодняка в возрасте до 1 года без разделения по половому признаку устанавливается в размере не менее 20% от квоты добычи) и полу (добыча взрослых самцов во время гона устанавливается в размере не более 15% от квоты добычи), а также проведение охоты в установленные сроки, применение разрешенных способов и орудий охоты, соблюдение ограничений, установленных Правилами охоты, утвержденными приказом Минприроды России от 24.07.2020 № 477.

В соответствии с Правилами охоты добыча сибирской косули на территории Самарской области осуществляется в следующие сроки:

все половозрастные группы – с 1 октября по 10 января;

взрослые самцы – с 20 августа по 20 сентября.

Департамент считает, что запланированные объемы изъятия сибирской косули не приведут к нарушению установившегося экологического равновесия как в целом на территории Самарской области, так и в биоценозах тех охотничьих угодий, в которых будет производиться их добыча.

Планируемые лимит и квоты добычи сибирской косули рассчитаны в соответствии с действующими нормативами допустимого изъятия охотничьих ресурсов, они носят превентивный, охранительный характер и не являются угрожающими для численности популяций этого вида.

 

  1. Список литературы

 

Атлас земель Самарской области. Самара. 2002.

Белянин В.Н. Копытные животные Жигулевского государственного заповедника. В сб. «Охотничье хозяйство и заповедное дело», М., Россельхозиздат, 1977, стр. 21-24.

Копытные звери. Редкие животные СССР. М., «Лесная промышленность», 1977. - 280 с.

Лесной план Самарской области, 2019.

Машкин В.И. Биология промысловых зверей в России. Киров, 2007,424 с.

Нормирование использования ресурсов охотничьих животных. Под ред.

В.И. Машкина. Киров, 2008. - 176 с.

Учет охотничьих животных: Учебное пособие/ В.А. Кузякин,
Н.Г. Челинцев; Рос. гос. аграр. заоч. ун-т. М., 2005