Более 19 тысяч оригиналов документов на недвижимость поступило в архив Кадастровой палаты по Самарской области с начала 2019 года. В основном, это правоустанавливающие документы на объекты недвижимого имущества, которые были подготовлены по итогам оказания государственных услуг, но так и остались невостребованными. Кадастровая палата разъяснила, где хранятся забытые документы на недвижимость и как можно их получить.

забытые документы в архиве

Сегодня все действия по вопросам недвижимости граждане совершают, в основном, через многофункциональные центры. В МФЦ принимают документы для учетно-регистрационных действий и выдают подтверждающие бумаги по итогам кадастрового учета и регистрации прав собственности. Причём всегда чётко обозначаются и соблюдаются сроки, когда человек может подойти за готовыми документами. Отслеживать готовность документов можно онлайн, кроме того, многие отделения МФЦ отправляют смс-напоминания о необходимости забрать документы.

Как рассказывает Тамара Наумова, начальник межрайонного отдела Кадастровой палаты по Самарской области, готовые документы на недвижимость хранятся в МФЦ в течение месяца, а затем отправляются в архив Кадастровой палаты.

забытые документы

С января по октябрь 2019 года в архиве скопилось уже более 19 тысяч «невостребованных» оригиналов документов на недвижимость. Половина из них это договоры купли-продажи и договоры дарения.  

«Надо иметь в виду, что такие документы могут срочно понадобиться людям, например, для продажи собственности или подачи налоговой декларации. Именно поэтому каждому владельцу недвижимости необходимо  хранить оригиналы важных бумаг  у себя», - говорит Тамара Наумова.  

30 % забытых бумаг составляют банковские закладные. Оставшаяся доля невостребованных документов приходится на акты передачи, договоры ипотеки, уведомления об отказе или приостановке кадастрового учета, оригиналы межевых и технических планов и прочее.

            Запросить документы из архива Кадастровой палаты по Самарской области можно в обратном порядке – через МФЦ. Также собственник может обратиться в территориальный отдел Кадастровой палаты по Самарской области по месту нахождения МФЦ, предъявить расписку и заполнить бланк заявления о выдаче невостребованных бумаг. Жителям Самары и Волжского района обращаться необходимо в центральный офис регионального филиала по адресу: г. Самара, ул. Ленинская, д. 25а, корпус 1. Документы выдаются бесплатно. Также можно воспользоваться функцией курьерской доставки документов, которая пользуется спросом у жителей региона, за десять месяцев этого года адресатам доставлено свыше 1300 пакетов. Оформить курьерскую доставку можно по телефону 8(846) 200 50 28 ( доб. 2).

В ходе осенней Всероссийской недели консультаций Федеральной кадастровой палаты ответы на различные вопросы получили около 3,5 тысяч человек. Какие документы нужно проверить перед сделкой, как подарить квартиру или поставить новостройку на кадастровый учет? На вопросы, больше всего интересующие жителей Самарской области – ответили эксперты региональной Кадастровой палаты.

 

            В Самарском регионе граждан больше всего волнует, как проверить жильё перед покупкой; как правильно подарить квартиру или долю в ней; как поставить квартиру на кадастровый учет.

            Чтобы обезопасить себя от мошенничества при покупке недвижимости, следует внимательно изучить правоустанавливающие документы. Это документы, на основании которых возникло право собственности у продавца, т.е. это могут быть свидетельство о праве на наследство, договор передачи в собственность, договор купли-продажи, дарения и т.д. Также продавец может предоставить покупателю свидетельство о регистрации права собственности, которое выдавалось до 2016 года.

            «Важно помнить, что ранее выдаваемые свидетельства о регистрации прав ‑ это правоподтверждающий документ, который может быть уже не актуальным на сегодняшнюю дату. Подтвердить, кто является собственником интересующего объекта в текущий момент, может только выписка из Единого государственного объекта недвижимости. Учитывая, что продавать недвижимость имеет право только собственник, покупателю надо уточнить, кому принадлежит объект, заказав такую выписку как можно ближе к дате сделки» - поясняет эксперт Кадастровой палаты по Самарской области Евгения Дроздова.

IMG 20190319 104212

 

            Также Кадастровая палата по Самарской области рекомендует уточнить, нет ли зарегистрированных прав на интересующий объект у бывших супругов или иных родственников, и особое внимание уделить наличию прав у несовершеннолетних детей.

            Особую бдительность следует проявить, если продавец действует по доверенности, поскольку такую схему часто выбирают мошенники. Можно проверить подлинность доверенности на сайте Нотариальной палаты. Бывает, что даже честный посредник лишь после такой проверки узнаёт, что доверенность утратила силу. Но в любом случае, встретиться лично и поговорить с правообладателем не помешает. 

            Дарение отличается от купли-продажи безвозмездным характером сделки. Даритель не может ставить условия получения и использования даримой недвижимости, за исключением ситуаций, когда оговаривается право дарителя жить в подаренном им кому-то жилье. Составить договор дарения можно как в простой письменной, так и в нотариальной форме. Сам договор регистрировать не требуется, но в законные права новый собственник вступает лишь после государственной регистрации перехода права.

            Что касается квартир в новостройках, кадастровый учёт многоквартирного дома и квартир в нем закон возлагает на застройщика. Таким образом, покупателю квартиры в новостройке не нужно самостоятельно ставить ее на кадастровый учет.

            Как отметила Евгения Дроздова: «Если многоквартирный дом построен до 2008 года и в отношении него была проведена техническая инвентаризация, то такой дом и квартиры в нем в большинстве случаев поставлены на кадастровый учет как «ранее учтенные объекты недвижимости».

            Кроме того, в ходе осенней Всероссийской недели консультаций жители Самарской области интересовались нюансами установления и оспаривания кадастровой стоимости, процедуры отказа от земельного участка, а также оформления перепланировки жилого помещения.

С 1 ноября 2019 года вступила в силу поправка в федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости», регламентирующая уведомление собственников о поступлении заверенных электронных документов на отчуждение их недвижимости. Как законодательная новелла поможет защитить права и интересы граждан от мошенничества с электронными подписями на рынке недвижимости – рассказали в Кадастровой палате по Самарской области.

Летом этого года ужесточили проведение действий с недвижимостью с помощью электронной подписи. Сегодня все земельные участки и объекты капитального строительства, сведения о которых внесены в ЕГРН, а их на данный момент в Самарской области более трёх с половиной миллионов,  автоматически защищены от любых действий, совершаемых в цифровом пространстве рынка недвижимости. Теперь для проведения дистанционных сделок собственник должен  заблаговременно сообщить об этом, подав личное заявление для внесения в ЕГРН соответствующей записи. Погасить такую запись можно с помощью аналогичного бумажного заявления через МФЦ или почтовое отправление.

Теперь собственников начинают уведомлять ещё и о том, если на регистрацию поступят электронные документы в отношении их недвижимости. Это поможет владельцам вовремя узнать о попытке незаконного присвоения принадлежащего ему имущества. Уведомления будут направляться на электронные адреса, предоставленные гражданами для обратной связи.

 «Запрет на заключение электронных сделок без специальной отметки в ЕГРН по умолчанию ставит барьер для любых электронных документов на отчуждение права, даже если документы подаёт доверенный представитель собственника. Новая уведомительная система становится, по сути, дополнительной защитой от всевозможных махинаций на рынке недвижимости – этого требуют реалии современной жизни, в ответ на неоднократные случаи мошенничества с применением электронных подписей», - говорит эксперт Кадастровой палаты по Самарской области Галина Непопалова. Принятие поправок в закон о регистрации стало ответной реакцией на выявление нескольких фактов.

НЕПОПАЛОВА Г.С

Важно, что сам новый закон ни в коем случае не дискредитирует саму электронную подпись, удобство использования которой неоспоримо. Это не только возможность проведения сделок с жильем, но и получение различных госуслуг дистанционно.

Важно отметить, что технически нельзя подделать электронную подпись, но можно завладеть средствами, которые позволят подписать электронный документ от имени конкретного человека. Такое возможно, если сертификат электронной подписи был выдан недобросовестным удостоверяющим центром. Поэтому Федеральная кадастровая палата считает необходимым усилить контроль за деятельностью аккредитованных Удостоверяющих центров и повышение их ответственности. Сейчас готовятся предложения по совершенствованию механизмов аутентификации заявителей при получении электронных госуслуг. В частности, речь о биометрической идентификации граждан по лицу и голосу. Такие инструменты обеспечат дополнительную защиту от потенциальных рисков мошенничества, в том числе в постоянно развивающемся цифровом пространстве рынка недвижимости.

Эксперты рекомендуют получать электронную подпись в государственных Удостоверяющих центрах, к числу которых относится Кадастровая палата по Самарской области, где можно получить подпись за один рабочий день.

За 9 месяцев 2019 года в Самарской области зарегистрировано почти 39,5 тысяч записей об ипотеке. Из них 26 тысяч – это регистрация ипотеки на жилые помещения. Как правило, именно на такие объекты оформляется закладная. С первого июля 2018 года стало возможным оформить закладную как в бумажном, так и в электронном виде. Первые заявления на оформление электронных закладных в Самарской области - как и во многих других регионах России - начали поступать осенью этого года. С середины октября и по состоянию на 31 октября в нашем регионе их поступило уже 188. А это значит, что сделан еще один шаг к переводу рынка ипотеки в электронный вид. По словам начальника отдела регистрации ипотеки Управления Росреестра по Самарской области Аделаиды Гук, электронное взаимодействие с кредитными организациями обеспечивает сохранность закладной, повышает безопасность сделок с недвижимостью, сокращает сроки оформления ипотеки, а также минимизирует временные и материальные издержки.

Гук А.В. в СМИ

Форму электронной закладной можно заполнить на портале Госуслуг и на официальном сайте Росреестра. В документе необходимо поставить электронные подписи залогодателя и залогодержателя. Закладная должна содержать сведения о залогодателе, первоначальном залогодержателе и о заемщике по кредиту, информацию о дате и месте заключения договора, сумме кредита и сроке ее уплаты, а также описание ипотечного имущества и его оценку. Стоит отметить, что аналогичные данные вносились и в документарную закладную.

Заявление об оформлении электронной закладной направляется в орган регистрации прав – Управление Росреестра по Самарской области – который вносит сведения об электронной закладной в регистрационную запись об ипотеке. После чего ведомство передает электронную закладную в депозитарий, указанный в данной электронной закладной. «Депозитарий – это профессиональный участник рынка ценных бумаг, который официально зарегистрирован, осуществляет хранение ценных бумаг и фиксирует их движение, в частности по учету перехода прав собственности на них», - поясняет Аделаида Гук.

При погашении регистрационной записи об ипотеке обращение об аннулировании электронной закладной не потребуется. «Управление Росреестра самостоятельно направит в депозитарий уведомление о погашении записи об ипотеке, и это будет являться основанием для прекращения хранения электронной закладной и учета прав на такую закладную», - подчеркивает эксперт.